ТЧК

ТЧК. Чем занимаются молодые украинцы в Латвии?

ТЧК

ТЧК. Интервью с послом США в Латвии: что удалось за три года (без синхронного перевода)

ТЧК. Интервью с послом США в Латвии: что удалось за три года (с синхронным переводом)

Крайне важно поддерживать независимые СМИ — на любом языке, указал посол США в Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Латвия и США являются не только партнерами, но и друзьями. В интервью программе «ТЧК» на Rus.LSM.lv посол США в Латвии Джон Карвайл подчеркнул, что независимо от языка, необходимо поддерживать независимые СМИ, чтобы противостоять пропаганде и лжи, которыми Москва пытается отравить информационное пространство. Он заверил, что США всегда поддержат Латвию, не взирая на то, находится ли Конгресс под контролем демократов или республиканцев, а также похвалил нашу страну за поддержку, которую она и ее общество оказывают Украине.

Знал, куда еду

— К своим обязанности посла в Латвии вы приступили три года назад, в ноябре 2019-го, и совсем срок ваших полномочий на этом посту закончится. Расскажите, какой вы представляли себе Латвию до этого, что вы о ней знали, и насколько оправдались или не оправдались ваши ожидания?

— Прежде, чем я приехал, я знал, что Латвия – это страна с очень сильной демократией, где все хорошо функционирует. И также страна, которая является очень хорошим другом и стратегическим партнером США. Но я не знал, что все так быстро изменится после того, как мы сюда приедем. Никто не мог предвидеть пандемию ковид, которая продлилась 18 месяцев и все еще присутствует. И, конечно, вторжение РФ в Украину изменило мир год назад.

— Что вы поняли про Латвию? Наша страна чем-нибудь вас удивила?

— Ничего так сильно меня не удивило. Я уже знал о глубине отношений между США и Латвией и смог это хорошо почувствовать еще до приезда, во время процесса прослушивания, консультаций в Вашингтоне. Ничего меня так сильно не удивило. Но что хорошо можно было почувствовать, связано, конечно же с прискорбным и неспровоцированным нападением РФ на Украину. На меня произвело огромное впечатление, как все латвийское общество выступило единым фронтом, отреагировав на это нападение, в поддержку Украины, которая была вынуждена бороться с военной машиной Путина. Это сильно воодушевляет.

— Сколько городов, краёв вам удалось посетить за это время? Кажется ли вам Латвия монолитной или, наоборот, очень разношерстной?

— Я проезжал по всей стране, посетил все крупные города, несмотря на пандемию. Был в Резекне, Даугавпилсе, Сигулде. Потому что нам с женой нравится гулять по Сигулде, по пляжам Юрмалы. Самые разные регионы Латвии. Какая страна? Очень плоская, ровная, нет географического разнообразия. Но в то же самое время страна прекрасная, красивая, здесь живут добросердечные люди. Прекрасные три года!

Отношения стали более глубокими и сильными

— За эти три года, что вы занимаете должность посла в Латвии, как вам кажется, американо-латвийские отношения как-нибудь видоизменились? Может быть, сменили вектор, стали крепче?

— Я уже упоминал, что отношения всегда были сильными, но стали еще более сильными и глубокими.

И это было одной из моих обязанностей, когда я приехал, и будет обязанностью моего приемника – продолжать улучшать эти отношения.

Мы за последние три года работали в самых разных областях и по самым разным темам. Одно – что упоминалось, связано с ответом на нападение РФ на Украину, ответом всего альянса НАТО. У многих были сомнения в начале войны, что это произойдет. Но я считаю, что НАТО стало еще сильнее. И еще до войны отношения в оборонной сфере стали сильнее. Мы также добились большого прогресса в борьбе с коррупцией и отмыванием денег. Предыдущее и новое правительство, которым руководит господин Кариньш, заслуживают похвалы за проведенные реформы в борьбе с коррупцией. И мы гордимся нашим партнерством с Латвией. По запросу латвийского правительства, США инвестировали миллионы долларов в создание нового офиса в посольстве вместе с нашими министерствами финансов и юстиции, чтобы мы могли работать с нашими партнерами, делиться наработанными методами, техническими советами, разными способами борьбы с коррупцией.

— Может, есть сферы, где можно улучшить партнерство и сотрудничество между Америкой и Латвией? И есть вопросы, по которым у наших стран различается видение или решение тех или иных моментов?

— Всегда можно улучшить любые отношения, любые взаимодействия на дипломатическом уровне. Но что важнее, ни США, ни Латвия не должны почивать на лаврах. Надо помнить, что требуется постоянная работа сейчас и в будущем для укрепления отношений. Работы не закончены, их необходимо продолжать. Что касается мер борьбы с коррупцией, нельзя расслабляться. [В этой сфере] работа не закончена, надо продолжать. У нас сильные партнеры в Латвии, и мы продолжим сотрудничать. Вчера я говорил с премьером Латвии, мы обсуждали достигнутые успехи в двухсторонних отношениях. Но мы знаем, что необходимо продолжать работу по борьбе с коррупцией. Это вопрос национальной безопасности. Это то, что преодолевает национальные границы. И коррупция не останавливается на границе Латвии или США. Поэтому президент Байден включил это в стратегию национальной безопасности. И именно поэтому мы работает с партнерами в Латвии, Балтийском регионе, по всему миру.

Критерии одинаковы для всех

— Насколько нам известно, все посольства США готовят материалы для ежегодного отчета Госдепартамента Конгрессу о положении дел с правами человека в тех странах, где работают дипломатические представительства. Знаете ли вы уже, о чем пойдет речь в отчете про Латвию?

— Вы правы. Действительно готовится отчет о правах человека в каждой стране. Этого требует закон. И полномочия даны Конгрессом. Мы видим на протяжении многих лет, что это полезный инструмент, позволяющий получать информацию о правах человека. Особенно в тоталитарных странах, где можно увидеть пытки, незаконные казни, политических заключенных. Я не знаю, что будет в отчете за этот год, но если есть интерес, можно ознакомиться с отчетами о Латвии и других странах за предыдущие годы. Они есть на сайте Министерства иностранных дел.

— Как определить положение с состоянием дел о правах человека в Латвии? Где те критерии, на которые вы ориентируетесь?

— Я бы сказал, что мы используем одинаковые критерии для всех стран. Нет какой-то определенной модели для конкретной страны. Мы используем отчеты СМИ, имеющиеся в свободном доступе, информацию от партнеров, негосударственных организаций. Не могу говорить конкретно о Латвии, но знаю, что в других странах, где я работал, если возникали какие-то опасения, то их можно довести до сведения правительства США.

Нужно продолжать поддерживать независимые СМИ и противостоять пропаганде

— Мы являемся общественными СМИ, мультимедийной платформой нацменьшинств, которая вещает и работает главным образом на русском языке. Один из пунктов декларации нового правительства Латвии гласит, что Кабинет министров не будет поддерживать финансово дополнительное содержание русскоязычных масс-медиа. Что вы об этом думаете?

— Это больше вопрос внутренней политики. И я не могу комментировать какой-то отдельный вопрос внутренней политики, будучи послом другого государства. Но, возможно, вы говорите о более широком вопросе. О языке культурной идентичности. Этот вопрос широко обсуждался в последнее время, особенно с 24 февраля. И культурная идентичность, и язык могут быть противоречивой темой. Она таковой является в моей стране. Это то, что делают избранные лидеры в крепких демократических обществах, в таких, как Латвия, как моя страна. Они выслушивают разные мнения, взвешивают их, и принимают решения, которые наиболее соответствуют интересам жителей страны.

— Считаете ли вы, что опасно лишать русскоязычных жителей Латвии информации на родном языке? Если да, то почему? Если нет, то почему?

— Считаю очень важным, и Латвия хорошо справляется с этой работой, чтобы было информационное пространство, где независимые журналисты, СМИ могут предоставлять информацию, репортажи, основанные на фактах, чтобы давать отпор пропаганде и лжи.

Это можно делать на русском, английском, латышском – на любом языке.

Важно давать отпор дезинформации, которая из Москвы просачивается в местное информационное пространство. Мое правительство поддерживает это, поскольку я сегодня нахожусь здесь [в этой студии].

— В Риге накануне открылся офис «Радио Свобода». Он станет одним из крупнейших центров холдинга, где будут работать журналисты «Настоящего Времени» и русской службы Радио Свобода. Эти СМИ финансируются правительством США.  Почему решили выбрать именно Ригу?

— Здесь надо уточнить, потому что это важно. «Радио Свобода/Радио Свободная Европа» не является структурой правительства США, это независимая частная корпорация. Но вы правы, что используются деньги налогоплательщиков, которые Конгресс направляет в агентство, а агентство выделяет финансирование «Радио Свобода/Радио Свободная Европа». Да, это деньги американских налогоплательщиков, но это не организация правительства США. Это отдельная и независимая организация. Поэтому очень важно поддерживать независимую журналистику и именно поэтому «Радио Свобода/Радио Свободная Европа» дислоцировано здесь.

Вчера я встречался с генеральным директором Джейми Флаем. Он встречался с премьером и президентом Латвии, и выразил признательность за поддержку Латвией независимой журналистики. Было видно, что правительство предпринимало по этому поводу с момента нападения в прошлом году, когда пригласило и приняло иностранных, российских журналистов, чтобы они могли работать отсюда. И премьер также выражал в декабре поддержку независимым российским журналистам, работающим здесь. Когда я встречался с премьером, от лица Белого Дома я высказал ему признательность, благодарность США за поддержку российских журналистов, работающих из Риги.

— Вы все принимали участие в открытии нового офиса. И вы сказали, что наши политики и высшие должностные лица выражали поддержку. Скажите, известно ли вам, что думают и что говорят, в том числе в публичном пространстве, и министр культуры, и президент Латвии о СМИ, вещающих на русском языке, здесь? В частности, о нас?

Не могу говорить от имени президента или министра культуры. Но правительство и президент поддерживают независимых российских журналистов и мы это видим практически на протяжении всего года. Правительство поддерживает российских журналистов, которые были вынуждены бежать из своей страны.

Я не слышал о действиях по закрытию голосов русскоязычных СМИ

— Вчера наши политики, насколько я понимаю, разделяли то, что здесь, в Латвии, должны находиться независимые СМИ, вещающие на русском языке? Вы не слышали обратного?

— Нет, мне неизвестно ни о каких действиях правительства по закрытию этих голосов.

— Потому что президент и министр культуры, которые сидели в этой студии на вашем месте, говорили, что нас, как таковых, здесь быть не должно. И надо очень заботиться и защищать свое информационное поле, улучшать и способствовать возникновению СМИ в Латвии в основном на латышском языке. А долю русского языка максимально снижать.

— Мне неизвестно, что сказал министр культуры или любой другой министр по этой теме. Но я уверен в поддержке правительства, которую они оказывают независимым голосам на русском, латышском, английском языках. Они понимают важность отпора лжи и пропаганде, которая идет из РФ и засоряет информационное пространство.

— Что вы думаете о ситуации с телеканалом «Дождь», который Латвия штрафовала и лишила лицензии на вещание. И теперь телеканал перенесёт свою редакцию в Амстердам.

— Это снова внутренний вопрос, которым должно заниматься правительство Латвии. И я, как посол другой страны, не могу комментировать такие действия. Как мы говорили из Вашингтона, любой живущий или работающий здесь или в другой стране, обязан соблюдать законы другой страны и перед этим законом отвечать. И потом правительство другой страны принимает решение.

— Ваша субъективная оценка: может ли что-то угрожать существованию, развитию русскоязычной журналистики в Латвии? Именно на русском языке.

— Я ничего такого не видел со своей стороны. Я здесь нахожусь для поддержки свободной и независимой журналистики на любом языке.

«Спасибо, что помогаете Украине!»

— В связи с тем, что страны НАТО и ЕС очень активно помогают Украине с вооружением, поставляя системы противовоздушной обороны, танки, ракеты, беспилотники из собственного запаса. Значит ли это, что и наша собственная боеспособность на сегодняшний день снизилась, и мы тоже остро нуждаемся в пополнении своих вооружений, поскольку новое оружие не производится в столь короткие сроки, за несколько дней?

— Что касается готовности, с этим вопросом, думаю, надо обращаться в Минобороны или к представителям латвийской армии. Но хотелось бы затронуть пару вещей.

Мы крайне благодарны за всю помощь, что Латвия представила Украине.

Да, вы действительно предоставили Украине вооружение из собственных запасов. Прекрасную гуманитарную помощь. Вы приняли более 40 тысяч украинских беженцев. И если смотреть на помощь, которую Украина получает, она огромная. Моя страна предоставляет больше всего в абсолютных числах – у нас огромная экономика, огромное население, поэтому логично, что и цифры у нас высокие. Но если посмотреть на показатели на душу населения, сравнить экономики, то Латвия от месяца к месяцу оказывается в тройке тех, кто помогает больше всех. В прошлом году Латвия представила помощь на сумму от четверти до трети ее оборонного бюджета – это невероятная цифра. Спикер Сейма вчера привез в Ригу автобусы, которые жителям города подарила Рига. И очень важно признавать это и быть благодарными.

Но хотелось бы затронуть другую часть вашего вопроса. Члены альянса НАТО отреагировали на запрос Латвии и других стран Балтии об усилении присутствия. В течение четырех часов после вторжения президент Байден переместил воздушный десант из Италии в Латвию.

Мы прибыли сюда спустя четыре часа.

Сейчас проводим ротацию, обеспечиваем присутствие солдат тут. Я встречался с теми мужественными мужчинами и женщинами, кто служит вдалеке от дома вместе с латвийскими военными и партнерами по НАТО. Тут, конечно, много канадских военных, но есть представители еще из 10-11 стран НАТО.

Альянс ответил на запрос Латвии о предоставлении помощи.

— Вы подразумеваете страны Балтии? Или, когда мы говорим об обороноспособности, НАТО в принципе будет уделять особое внимание восточноевропейским и северным странам, имеющим общую границу с Россией?

Конечно, потому что мы видим ужасное вторжение, самые серьезные военные действия со времен Второй мировой войны, которые угрожают основам мирового порядка. НАТО должно было отреагировать и отреагировало ясно. На саммите НАТО в Мадриде в июне прошлого года, мы заявили, что мы, как альянс, будем коллективно делать в странах Балтии, Польше, а также других странах Восточной Европы. Речь идет не только США, а обо всем альянсе в целом. И я думаю, ответ был очень впечатляющим. Не только в военном отношении, но и отношении санкций. Надеюсь, я не ошибусь, но было принято 8 пакетов санкций. Они вызвали огромные экономические сложности в РФ и продолжают создавать проблемы. И останутся в силе.

Но не стоит почивать на лаврах, не стоит расслабляться. Важно оставаться едиными и продолжать оказывать Украине поддержку. Латвия продолжит это делать, моя страна продолжит это делать. Наш президент неоднократно говорил: мы с Украиной до конца, пока она не решит, что война закончится.

И демократы, и республиканцы — друзья Латвии

— О повестке дня в США: шумиха вокруг непростого избрания спикера палаты представителей в США. Его избрали только с 15-й попытки – это республиканец Кевин Маккарти. Это первый за 100 лет истории случай, когда выборы спикера потребовали нескольких туров. Поясните жителям Латвии почему избрание спикера так важно?

— Как говорит мой начальник Энтони Блинкен: я не занимаюсь внутренней политикой. И я не могу комментировать, что происходит в США, я оставлю это другим экспертам.

Что хотелось бы сказать по поводу Конгресса моей страны. У нас есть разногласия по множеству политических вопросов, всем об этом известно. Но то, в чем едины и республиканцы, и демократы – в поддержке этого региона, стран Балтии и Латвии. Это идет от нашего конгресса. Летом прошлого года и демократы, и республиканцы были едины в поддержке Латвии и Балтии и в готовности представить больше ресурсов.

— Как его избрание Кевина Маккарти отразится на войне в Украине? Может ли это повлиять на бюджетные расходы Пентагона, на выделение военной помощи Украине?

— Не хочу говорить гипотетически, тем более гипотетически о внутренней политике. Но я полностью уверен, что поддержка Украины со стороны США как происходит, так и будет продолжаться. Мы видим ужасную жестокость, и США будут поддерживать Украину.

Скажу преемнику: готовься к теплому приему

— Известно ли вам, кто займет это кресло после вас?

— Да. Президент назначил Кристофера Робинса еще летом. Этот процесс занимает определенное время. Сенат США утвердил Криса в декабре, перед Рождеством. Крис, наверно, приедет сюда в феврале. Я же пробуду в Латвии еще две недели. Обычно требуется две недели плюс-минус пару дней, чтобы передать все дела. Я знаю, что Крис с нетерпением ждет возможности приехать сюда, он хорошо разбирается в этом регионе. И я уверен, что его здесь так же тепло поприветствуют, как и меня. И он тут получит такую же поддержку.

— Что ему необходимо знать, на ваш взгляд?

Он уже знает. К тому же, мы встретимся несколько раз в Вашингтоне, когда я вернусь. Ему нужно быть готовым к тому, что он будет очень занят в качестве посла. И быть готовым к теплому приему. Работы будет много, потому что люди имеют ожидания от отношений между нашими странами, ведь мы очень хорошие друзья. США рады помогать своим друзьям и Крис это продолжит.

— Перед эфиром я спросила, с каким настроением вы покинете Латвию, и вы сказали: это грустно. Почему? Вы успели к чему-то привыкнуть, что-то особенно полюбилось?

Мы с женой провели тут более трех лет. И Латвия у нас у обоих занимает особое место в сердце. Тут чудесные люди, они очень тепло нас приняли. Вам нравятся американцы, у нас прекрасные связи, культурные, семейные. Очень сильные и теплый чувства к Америке, американцам. Одинаковые демократические ценности. Правительство работает для людей, а не наоборот. Вы уважаете права человека. У нас много общего. И это очень важные отношения.

— Последний вопрос: расскажите о ваших личных планах на будущее, знаете ли, чем будете заниматься дальше?

Я занимаюсь этой работой – состою на дипломатической службе – уже 36 лет. Пришло время вернуться в США. И планирую уйти на пенсию через несколько недель.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное