Когда детей мало, у общества не болит, болеть будет потом — демограф

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В 2021-м число умерших может оказаться вдвое больше числа родившихся — из-за того, что динамика рождаемости у нас была довольно типичной, а смертность подросла за счет коронавируса. Но даже без Covid-19 ждать, что два показателя в обозримом будущем сравняются, не стоит. Но стоит сделать все, чтобы семьи, которые хотят завести ребенка, не откладывали свое решения, опасаясь бедности, сказал в передаче «Подробности» на Латвийском радио 4 демограф Илмар Межс.

Когда детей мало, у общества не болит, болеть будет потом — демограф
00:00 / 00:00

«Время тревог давно прошло. Теперь мы уже пожинаем плоды не сделанного в предыдущие годы. Если в предыдущие несколько лет число умерших превышало число новорожденных в полтора раза, то теперь из-за большого прироста числа умерших разница получается в два раза», — прокомментировал И. Межс прогноз Яниса Херманис.

29 декабря Янис Херманис, эксперт по финансам и налогам Латвийской конфедерации работодателей и известный любитель статистики, в социальной сети Twitter опубликовал прогноз: число умерших в 2021-м может достичь 34,5 тыс человек, число новорожденных — 17,2 тыс. «Родившихся вдвое меньше, чем умерших — никогда прежде такого не было», — написал он.

По мнению И. Межса, такое вполне может быть, потому что число новорожденных в прошлом году сокращалось с более-менее типичной для Латвии скоростью, но Covid-19 привел к нетипичному росту летальных исходов, отсюда и разница.

Как-то быстро ликвидировать этот дефицит в обозримом будущем уже невозможно, заверил он:

«Чтобы количество умерших и новорождённых было по нулям, каждая наша молодая женщина должна планировать завести аж четырех детей. Это нереально. Даже не в каждой африканской стране есть такие большие средние показатели».

Однако, это не значит, что и делать ничего не надо. Наоборот: надо делать все, чтобы семьи, которые задумались завести потомство, принимали это решение, не опасаясь, что ребенок (первый или, скажем, третий) станет причиной бедности — может быть, тогда лет через двадцать дефицит рабочей силы будет тормозить развитие экономики не так сильно, как могло бы быть.

«Поскольку если детей мало, у общества не болит. Кому-то даже может показаться, что это хорошо: меньше очереди в детские сады, меньше школьников в школе, можно сэкономить на зарплатах учителей.

Но когда проходит 20-25 лет и сегодняшнему младенцу нужно заменять кого-то, кто уходит на пенсию, тогда нехватка рабочей силы будет очень больно чувствоваться.

Она чувствуется и теперь. Куда ни посмотришь, то медсестёр, врачей не хватает, то учителей, полицейских, то пограничников. В любой сфере», — заметил Илмар Межс.

Гость «Подробностей» подчеркнул: и нынешний дефицит кадров — есть следствие не только не высоких зарплат, но и нехватки трудоспособного населения.

Поэтому стараться должно и государство, и самоуправления. Роль последних особенно велика, когда ребенка надо отдавать в детский сад. Ведь если мест нет, кто-то из родителей не может полноценно работать, это влияет на доходы семьи и увеличивает риск бедности (и вероятность того, что тому же самоуправлению придется ее поддерживать социальными пособиями).

«Если очень грубо обобщить, есть, скажем, половина населения, которая достаточно хорошо зарабатывает, которой государственная помощь не столь важна и которая может планировать свою семью независимо от доступности поддержки. Но есть другая половина — тоже очень важная, которая была бы не против ребёнка в ближайшее время, но из-за этих всех [связанных с Covid-19, ценами на коммунальные услуги и вообще с инфляцией] проблем эти люди будут вынуждены отложить [решение о потомстве]. И это вот как раз место, где государственная политика в идеальном случае могла бы помочь», — считает демограф.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное