И в Европе, и в США отношение к Китаю меняется. Если несколько лет назад звучали фразы о крупных проектах, о сотрудничестве, то сейчас речь больше идет о снижении зависимости. Кроме того, пандемия коронавируса пролила свет на то, насколько сильно различные регионы мира, включая Европу и США, полагаются на китайских производителей и поставщиков.
Пекин также активно развивает технологии искусственного интеллекта и, судя по всему, использует их для массового наблюдения и контроля за своим населением.
Это лишь некоторые из причин, по которым Вашингтон хочет, чтобы Европа заняла более жесткую позицию по отношению к Китаю.
Впрочем, в Европе мнения на этот счёт расходятся. Поэтому на торговой встрече в Питтсбурге европейская сторона подчёркивала, что она не создаёт альянс против Китая.
Это в разговоре с Латвийским Радио подчеркнула и заместитель председателя Европейской комиссии Маргрете Вестагер: «Речь идёт не столько о Китае, сколько о нас самих. Для нас важно, чтобы в центре искусственного интеллекта был человек. Кроме того, нам нужно быть очень осторожными, когда искусственный интеллект начнёт решать такие вопросы, как выдача ипотеки или пособий, а не просто предлагать нам следующий фильм или следующую песню».
Слово «Китай» в документах заменено фразой «страны с нерыночной экономикой». Ни американские, ни европейские политики не скрывают того, что действия таких экономик вызывают беспокойство. Также очевидно, что Китай играет ключевую роль в этой группе стран.
«Рост цифровой экономики изменил жизнь каждого из нас. Некоторые американские партнеры выразили обеспокоенность по поводу роста торговли в цифровой экономике и точно подметили, что неправильный подход может привести к увеличению потерь и снижению качества локальных рабочих мест. Вот почему нам необходимо работать над повышением стандартов цифровой коммерции с тем, чтобы от нее была польза трудящимся и их семьям по всему миру», — охарактеризовала ситуацию торговый представитель США Кэтрин Тай.
На планы американо-европейского сотрудничества повлияло и решение Австралии расторгнуть соглашение с Францией о поставках подводных лодок и вместо этого закупить американскую технику.
Это возмутило президента Франции Эммануэля Макрона, который за день до встречи в Питтсбурге возобновил риторику о стратегической независимости Европы. В Вашингтоне бытует мнение, что Макрон слишком мягко относится к Китаю. Президент же Франции считает, что для Европы было бы наивно продолжать так сильно полагаться на Соединенные Штаты.
Вопрос о взаимном доверии и зависимости был поднят и во время переговоров по поводу производства микросхем и полупроводников, которых сейчас очень не хватает. Сторонники сотрудничества утверждают, что Европа и США могли бы координировать предоставление субсидий и следить за тем, чтобы эти предприятия на полученные деньги не стали производить микросхемы в Китае.
«Мы договорились работать сообща, чтобы добиться большей прозрачности в цепочках поставок. Поэтому мы хотим получить больше информации от производителей. Со временем мы надеемся увеличить поставки микросхем как в Европе, так и в Америке и сотрудничать в вопросе развития полупроводниковых технологий. Мы считаем это плодотворным направлением сотрудничества, так как наши интересы и сложности схожи», — говорит министр экономики США Джина Раймондо.
Однако известно, что в заключительном заявлении раздел о полупроводниках и микросхемах вызвал наибольшую дискуссию. Французская сторона настояла на том, чтобы в этом документе больше не говорилось о долгосрочном сотрудничестве в этой сфере, а только о решении нынешних проблем.
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европарламента и отражает только позиции сторон, имеющих отношение к созданию материала. Европарламент не несет ответственности за любое использование информации в рамках данной публикации.