Открытый разговор

Обзор событий недели

Открытый разговор

4% от кадастровой стоимости в год: вопрос принудительной аренды решён?

Обзор зарубежных событий

К чему приведет публикация «Досье Пандоры» о деньгах политиков в офшорах

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

«Досье Пандоры», новое расследование Международного консорциума журналистов-расследователей ( ICIJ ), показывает, что множество бывших и действующих политических лидеров, политиков и высокопоставленных чиновников пользуются офшорными схемами. Однако, оно вовсе не гарантирует системных результатов в борьбе с коррупцией и отмыванием денег, считают участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском Радио 4.

«Разве мы все не подозревали? Мы же понимаем, что многие из этих людей живут не так уж скромно. И зарплаты у них составляют отнюдь миллионы, и мы все понимаем, откуда ветер дует», — прокомментировала новое расследование ICIJ Элина Вроблевска, лектор факультета Европейских исследований университета им. Страдиня.

Расследование, названное «Досье Пандоры» сложилось из примерно 12 млн «утекших» конфиденциальных документов компаний, которые оказывают финансовые услуги в офшорных юрисдикциях.

В нем упоминается, например, премьер-министр Андрей Бабиш (который также являет одним из основателей концерна Agrofert и входит в список миллиардеров по версии Forbes): как утверждается, в 2009-м он секретно приобрел поместье во Французской Ривьере за 22 млн долларов. (Кстати, уже в октябре в Чехии пройдут парламентские выборы, и, допускает Элина Вроблевска, «Досье Пандоры» может повлиять на результаты самого А. Бабиша в этой гонке).

Всего речь идет о 35 бывших и действующих правителях и лидерах и о сотнях политиков и высокопоставленных чиновниках со всего света — из развивающихся из самых развитых стран, из авторитарных и демократических. Среди фигурантов есть и действующий президент Украины Владимир Зеленский, и бывший премьер Великобритании Тони Блэр, король Иордании Абдалла II ибн Хусейн, люди из окружения Владимира Путина и др.

Сам ICIJ отмечает, что целый ряд штатов Соединенных Штатов Америки являются востребованными налоговыми гаванями в то время, как США обвиняет страны поменьше в том, что те помогают избегать уплаты налогов и отмывать грязные деньги.

В свою очередь британская радиовещательная корпорация Би-би-си, которая является одним из медиа-партнеров ICIJ, пишет, что откровением стал масштаб скупки активов в самой Великобритании активов через разные легальные тайные схемы и что «британские власти так и не выполнили многочисленные обещания создать реестр офшорных владельцев недвижимости».

Комментируя появление в «Досье» Тони Блэра, который сам осуждал уклонение от уплаты налогов, научный сотрудник Института внешней политики Артур Быков заметил, что сейчас будет интересно понаблюдать, будет ли заведено уголовное дело, если подтвердится, что экс-премьер сам не без греха.

«Вообще было бы очень интересно посмотреть на то, как будет вести себя британская финансовая система.

С одной стороны, мы говорим о том, как это здорово — бороться с, по-большому счёту нелегальным капиталом, с отмыванием денег. А с другой стороны, это всё-таки сотни и сотни миллионов, принесенные в экономику этой страны»,

— сказал он.

А Элина Вроблевска добавила, что, видимо, именно поэтому Британия и не слишком заинтересована в борьбе с офшорными схемами.

Но было до этого «Панамское досье», другие расследования того же ICIJ. Стоит ли ждать каких-то заметных последствий нового масштабного (как утверждают в ICIJ, самого масштабного в истории организации) расследования?

Гостья «Открытого вопроса» предположила, что главной жертвой станет мораль избирателей и доверие к предложенному политиками дискурсу.

«Если на национальном плане если против конкретной персоны не возбуждается дело, тогда это только разговоры, это большое публичное «фи, как некрасиво, что-то надо сделать». И всё.

И так до следующего такого вот репортажа, до следующего раскрытия больших документов. Пока не будет какое-то реальной политической воли что-то сделать на национальном плане или со стороны Великобритании или со стороны тех стран, которых эти люди представляют, это не приведёт ни к каким таким результатам. […]

Я думаю, это бьёт просто по демократическим каким-то ценностям, бьёт по дискурсу, которым эти же самые политики пользуются, чтобы добиться своего политического капитала. Это бьёт просто по нашей морали какой-то», — сказала она.

Как сообщал Rus.LSM.lv, в Латвии после ряда скандалов вокруг местных банков, включая ABLV (на который пристальное внимание обратила американская служба финансового надзора FinCEN, что, по сути и привело к его самоликвидации), начался «капитальный ремонт» финансового сектора — с ужесточением надзора, сокращением «аппетита к риску» банков (и к клиентам — нерезидентам).

В какой-то момент банки стали настолько осторожны, что в сентябре прошлого года премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что пора бы им прекратить всех считать нечестными. Впрочем, судя по словам главы Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК, FKTK) Санты Пургайле, осторожность была не лишней, и риски отмывания денег через латвийскую финансовую систему сильно снизились.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное