Между публичными обращениями президента Украины Владимира Зеленского и российского лидера Владимира Путина наблюдается принципиальная разница, говорит Карлис Даукштс:
«У Путина фактически это имперская риторика, риторика о том, что мы наказываем зло, которое выросло в Украине, это нацисты, бандеровцы, которых надо каким-то образом «денацифицировать». Каким образом, какие механизмы, что это будет — это будут введены концлагеря, тройки, что? — непонятно, как.
А у господина Зеленского есть очень хорошие спичрайтеры, на мой взгляд. Которые весьма грамотно учитывают не только общее настроение на Украине, но учитывают именно запросы той аудитории, к которой они обращаются. Там есть философ, психолог Арестович, который фактически является очень мощным психоаналитиком — он создает эти спичи, с которыми выступает Зеленский. Хотя и Зеленский, обладая актерскими способностями, их блестяще подает! Ведь
трудно сегодня себе представить, что Путина сегодня примут с аплодисментами, если он появится в режиме видеосвязи в Конгрессе США или в Бундестаге ФРГ.
В этом именно и состоит различие: нельзя все-таки иметь имперские настроения, которые довлеют в России, и меня, кстати, настораживает та огромная поддержка Путина, его политики — в среднем 71% россиян, согласно последним опросам, поддерживает нападение Путина на Украину.
Это, знаете ли, напоминает сказку про гаммельнского крысолова. Он, Путин, как крысолов из Гаммельна — дудочник, который ведет Россию за собой в пропасть. Если Россия, ее население сегодня не поймет, что они начинают повторять (и этому есть много доказательств) путь Германии 20-30-х годов ХХ века, когда так же население было оболванено реваншизмом и «победобесием», то это повлияет очень сильно и на судьбу России и российского населения.
И я боюсь, что даже часть живущих здесь людей, к сожалению, тоже подвержена этому имперскому духу. Очень часто именно имперские фантомы действуют на достаточно большое число живущих здесь людей.
Хочу сказать, у меня печальный опыт: одна из моих добрых знакомых, она профессор, говорит — а мне не страшно, у меня российский паспорт! Я говорю: но артиллерийский снаряд, прилетая, будет бить не по паспорту.
Поэтому здесь, к сожалению, такой сильный идеологический раскол меня волнует и в Латвии тоже. Это опасная система. Но хочу сказать, что
часть этого пропутинского настроения связана с тем, что люди не приемлют некоторых действий нашего местного истеблишмента и наших местных политиков, и некоторые не очень образованные умы ищут альтернативу, скажем, у соседа».
Могут ли латвийские правящие политики изменить это отношение, выступив с каким-то обращениями? По мнению политолога, дело не в словах:
«Дело в самой атмосфере, шире. Это и более уважительное отношение, и отказ от некоторых уничижительных, даже на бытовом уровне (с обеих сторон, кстати!) эпитетов, это и успокоение, снижение накала чисто ментальных войн. Вот это достаточно большая задача, и решить эту задачу одним каким-то заявлением, на мой взгляд, нельзя».
Но впереди, например, празднование 9 мая. И уже звучат заявления рижского градоначальника Мартиньша Стакиса о том, что устраивать празднества в Риге в этот день неприемлемо из-за агрессии России в Украине. Прокремлевские телеграм-каналы уже охотно подхватили его реплику и пишут, что «денацификация необходима не только в Украине», намекая на страны Балтии. Логично было бы, по личному убеждению Карлиса Даукшта, «превратить 9 мая в 8 мая», то есть отмечать эту памятную дату вместе со всей Европой как День победы над нацизмом.
«Думаю, разговаривать нужно со всем группами нашего общества, и теми, кто это принимает,- и кто настроен против, но нужна дискуссия об этом. И я бы сделал еще один шаг, о котором я давно говорю. 8 мая латвийское правительство, часть общества должна отдать более значимую дань признания участию России в победе во Второй мировой войне».