В последние два года пандемии латвийцы реже ходят в магазины, но покупают больше, а также пользуются возможностями приобретать продукты в Интернет-магазине, рассказал представитель Rimi Latvia Юрис Шлейерс.
«Покупателе в э-магазине Rimi и Rimi drive стало вдвое больше... Если мы говорим о последних двух неделях, когда ввели локдаун, то мы видим, что покупатели больше планируют время, когда прийти в магазин — они активнее покупают утром и днем. Вечера сейчас сравнительно спокойные. Кажется, останется так: мы в магазин ходим реже и делаем запланированные покупки, делаем план покупок», — отметил он.
При этом люди все чаще готовят дома, в том числе и экспериментируют с кухней разных стран мира. «Мы наблюдаем рост [продаж] продуктов разных экзотических кухонь — азиатской, мексиканской, разные пряности люди все больше покупают», — добавил Шлейерс.
Елена Попёнока, глава Департамент аналитики Maxima Latvija, признает: привычки людей в последние два года пандемии значительно изменились, причем в нескольких направлениях. Один из них — выбор продуктов, в частности, покупатели все чаще отдают предпочтение здоровому питанию.
«13% опрошенных ответили, что сейчас начали покупать более богатые витаминами продукты, и признают, что чаще выбирают здоровое питание. То же самое мы можем видеть по нашим внутренним данным. Мы видим, что за последние год примерно на 20% вырос объем продаваемых овощей, и больше спрос на местные продукты», — говорит Попеёнока.
Однако при этом в покупках выросла доля и готовой еды. Попёнока также подтвердила, что люди в магазин ходят реже — на это влияют и принятые ограничения, и сезонность.
«Наше последнее исследование показывает, что примерно половина, или 47% латвийцев признают, что стали посещать магазины реже. Эта доля растет... Доля клиентов в крупных магазинах, или так называемых гипермаркетах, растет, и в последнее время примерно 38% решают основные покупки делать в магазинах крупного формата», — отметила она.
«Привычки — это то, что сложно изменить... Любые предприятия, которые пытаются на рынок вывести какой-то продукт, насколько бы лучше предыдущего он ни был, практику потребления меняют очень медленно», — говорит социоантрополог Андрис Саулитис. Он подчеркивает, что внешние факторы могут стимулировать изменение потребительских привычек, но вопрос, будут эти изменения краткосрочными или долгосрочными.
«В отношении продуктовых магазинов — я охотно слушателям напомню девяностые годы в крупных городах Латвии, где не было ни одного супермаркета, торгового центра со множеством магазинов. У нас была привычка закупаться в маленьких магазинчиках. Каждый был индивидуален. Был хлебный магазин, молочный, мясной. В Италии это сохранилось. В Латвии вымерло. Вещи в отношении продуктов меняются. Другое дело — будут ли супермаркеты полагаться на онлайн-покупки, потому что, будем откровенны, импульсивные покупки работают значительно лучше — когда ты в магазине на месте и, проходя мимо, замечаешь рекламный столб. А не закупаешься в каталоге, точно зная, что тебе нужно молоко, хлеб и сметана», — говорит Саулитис.
В свою очередь, в отношении изменившейся частоты покупок он указал: это вопрос не внешних обстоятельств, а достатка. В частности, реже закупаются те, у кого толще кошелек.
«Магазин — это не царство равенства. Магазин неравенство демонстрирует так же хорошо, как и любой другой аспект нашей потребительской практики», — говорит социоантрополог.
Саулитис пояснил: доказано, что скидки, например, при покупке трех упаковок бумажных рулонов, важнее для более состоятельной части общества — бедные и так смогут купить только одну пачку.