Эгил Левитс за время своего президентства помиловал 12 человек

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В 2021 году президент Эгил Левитс удовлетворил четыре прошения о помиловании, а всего с момента вступления в должность — 12. Принять решение ему бывает нелегко, рассказал в эфире Latvijas Radio глава государства, но он опирается на свой юридический опыт, и конечно, ему помогают сотрудники Службы помилования. Профессор юрфака ЛУ Санита Осипова поясняет: приговоры выносятся всё более качественно, потому и помилований стало меньше.  

Право помилования преступников дает президенту 45-я статья Сатверсме. Подать прошение об этом может адвокат осужденного человека, законный представитель, родители, дети или супруг. Неотбытый срок наказания президент может заменить другим, более легким, а также может частично или полностью освободить человека от основного наказания либо даже снять с него судимость.  

Профессор Санита Осипова пояснила: помилование относится к традиционным правам высших должностных лиц государства, и эта традиция уходит корнями во времена, когда еще не было деления власти на ветви (законодательную, исполнительную и судебную), и верховный судья одновременно являлся и главой государства. Осипова пояснила: помилование — не амнистия. Оно всегда индивидуально:  

«В случае Латвийской Республики президент не обязан предоставлять помилование, потому что это — решаемо. Конечно,

каждый президент в рамках данных ему законом полномочий руководствуется своими установками, чтобы понять, какой человек заслуживает помилования, а какой не заслуживает».  

Эгил Левитс рассмотрел уже 250 прошений такого рода. Но удовлетворил только 12. Из них четыре — в прошлом году. Он рассказал, что принять решение трудно, но ему помогают знания в правоведении:  

«Я внимательно изучаю соответствующие дела, и должен сказать — по большей части я соглашаюсь с приговорами суда. Но есть отдельные случаи, не слишком много, когда я говорю, что через известное время можно видеть, что человек пытался исправиться в тюрьме, сожалел о содеянном, пытался получить профессию и так далее — тут я могу помиловать».  

С учетом статистики помилований до того, как президентом стал Эгил Левитс, можно сделать вывод, что из года в год удовлетворяется все меньше прошений, прозвучало в эфире Latvijas Radio. Так, Гунтис Улманис помиловал 219 персон, а Раймонд Вейонис — 22. Санита Осипова объясняет это укреплением законности. Приговоры выносятся в соответствии с высочайшими стандартами защиты основных прав обвиняемых. И отлаживается работа всей судебной системы:

«Конечно, тут большая роль принадлежит и нашему опыту, когда у нас нарушали права персон — например, слишком долгие судопроизводства, и потом мы в приговорах Европейского суда по правам человека читаем, что латвийское государство проиграло. Мы учимся на своих ошибках, и эта система улучшается год от года».  

Еще одна гостья передачи, исследовательница философской литературы и этики, профессор Скайдрите Ласмане сравнивает помилование с подарком: вручить его могут, но он не полагается просто по умолчанию.

«Это вопрос о надежде в мире, который так безнадежен, где так много зла. Помилование в нашей современной рациональной морали опирается на христианскую традицию и христианские ценности и связано с ними. По-моему, оно больше связано с понятием дара. Помилование — это как подарок. Это действие, которое не требует какого-то вознаграждения, не  требует отдачи. Оно бескорыстно. Помилование — это зачастую незаслуженный, но все-таки подарок».  

Помилование, по убеждению Ласмане, существует, поскольку не только дарует надежду, но и является способом уменьшить зло в мире.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное