Прямо под деревом во дворе девятиэтажного дома летом 2022 года состоялось собрание жильцов. Формальным поводом для встречи стал выбор нового старосты дома, рассказал в эфире Rus.LSM.lv Владимир Морозов, управляющий жилищным товариществом Mkrumu10:
«Через какой-то месяц мы получили протокол о том, что, оказывается, на этом собрании, на котором присутствовали не более 45 человек (непонятно, кто из них владельцы или не владельцы квартир), был принят ряд судьбоносных решений. Смена управляющей компании. Разрыв договора с товариществом. И заключение договора с поставщиками услуг».
До этого, с апреля прошлого года, домом управляло товарищество жильцов Mkrumu10. Его управляющий Владимир Морозов утверждает: многие люди не подписывались за переход к Rīgas namu apsaimniekotais.
«Люди подписались просто за участие! Люди пришли на собрание и подписались о своей явке. Я пришел, зарегистрировался, буду сейчас слушать и, может быть, голосовать».
Корреспондент Rus.LSM.lv Даниил Смирнов встретился с владельцами квартир или их представителями, которые уверены — их обманули.
«Мы подписались за то, что мы присутствуем! Нам дали бумаги подписаться. Мы подписались, что мы присутствуем, и все. А потом мы узнаём, что наши голоса и наши подписи — за то, чтобы отделиться»,
— рассказала Зинаида Красавина, cупруга владельца одной из квартир.
Ее соседка Светлана Мартьюченко подтвердила:
«Мне было сказано: это за то, что ты присутствуешь. Потом я услышала, что эти голоса пошли в голосование за то, что нас хотят перевести в другую фирму на обслуживание. Такого разговора никогда даже не велось».
Владелица еще одной квартиры Илона Даушкане рассказала о попытке разобраться в ситуации:
«Нас ввели в заблуждение — я обращалась к этой обслуживающей компании и просила показать документы: на каком основании они приняли это решение и стали обслуживающей компанией. К сожалению, в тех документах нигде нет подписей жителей под каждым конкретным принятым вопросом».
Илона Даушкане утверждает: на собрании она подписалась только за выборы нового старшего дома. Собственно, это была та причина, по которой они собрались.
«Меня не устраивает то, что кто-то пробует использовать меня, мой голос, мою подпись. Ну, я скажу, для нелегальных дел».
Хотя есть и такие жильцы дома, которые говорят обратное — по их словам, все всё прекрасно знали и понимали.
«Я все прекрасно понимал. Я расписывался за избрание старшего по дому и за переход в RNA. Потому что в доме просто бардак»,
— сказал Эрик Дарзниекс.
Некоторые жильцы критикуют жилищное товарищество Mkrumu10 и его управляющего за долги поставщикам услуг. У дома накопился долг перед Rīgas Siltums более 10 тысяч евро, Rīgas ūdens — более 2000 евро и компании Alpex — 2600 евро.
«Он пришел, ничего не сделал. Полиция тут штрафовала машины. Он вовремя ничего не успевал. Работать надо, а он с детьми гуляет», — поделились соседи.
Владимир Морозов парирует: большая часть долгов дома осталась с предыдущего периода.
«Конечно, на начальном этапе была какая-то раскачка. Но уже через несколько месяцев у нас все устаканилось, и мы стали хорошо стабильно обслуживать, с нормальным качеством».
В свою очередь, председатель правления компании Rīgas namu apsaimniekotājs Игорь Трубко утверждает: летнее собрание, на котором он присутствовал лично, прошло законно.
«На том собрании, которое проходило, я тоже присутствовал. Отвечал на вопросы жильцов. Жильцы после этого проголосовали. Оформили протокол. Нам они подали. Наши юристы перепроверили.
Документ соответствует нормативным актам. По этому документу общество потеряло право управлять домом. Мы начали. Когда я был на собрании, жильцы высказывали свое недовольство тем, как дом управляется».
Владельцы квартир, несогласные с принятым решением, намерены писать заявления в полицию о подлоге.
Вопрос, конечно, в том, как такое возможно. Оказалось, что в Латвии работает две формы проведения собрания жильцов, утверждённых Министерством экономики. Это очное собрание владельцев, когда сначала собираются подписи об участии. Потом собранием назначаются специальные люди, которые подсчитывают голоса. Важно, чтобы голосовали собственники, а не их родственники или квартиросъёмщики. Эти люди-счетчики в протоколе галочками отмечают, кто за какие вопросы проголосовал «за», кто «против», говорит Гирт Бейкманис, глава Латвийской ассоциации управляющих домами:
«Если мы хотим действительно убедиться, что каждый Янис, Анниня или Петерис проголосовал за или против и подписался — то это будет трудно, мы тогда действительно не сможем принять какое-либо решение нормально. И в практике встречаются такие случаи, что собрание кончается, и не остается столько людей, сколько их было в начале».
Поэтому, действительно, человек подписывается один раз. И тут многое зависит от чистоплотности тех, кто опрос проводит. Для того, чтобы избежать возможного подлога, есть вторая форма проведения собрания — это заполнение специальной формы принятия решения, где владелец квартиры в письменном виде отвечает на все вопросы собрания и сдает заверенную своей подписью бумагу, которую прикладывают к протоколу собрания. Можно также комбинировать обе формы проведения собрания.
«Чтобы не было разных трактовок, можно там же, на месте собрания, заполнить бланк принятия решения и подписать свое решение»,
— пояснил Бейкманис.
Чтобы в дальнейшем не возникало разночтений, когда часть жильцов не понимает, за что они подписались, с марта 2023 года результаты собраний владельцев квартир будут вводиться в BIS — Строительную информационную систему. С ними можно будет ознакомиться в электронном виде.