«Но три месяца, как в прошлый раз, тоже не будет! До Нового года должны справиться. А что такое 18-е? До него, считайте, осталось 11 дней. И я, простите, не могу себе представить правительство без правительственной декларации. Но ее-то нет.
И я думаю, что еще не всё ясно с распределением министров, кстати, — сказал политолог. — Вчера прозвучала информация, что, оказывается, был такой хитрый ход «Единства» (я это так называю — со мной, разумеется, можно спорить), то есть оно фактически поставило всех перед фактом: вот так распределили, ребята! И если это уже публично прозвучало, то говорить «нет-нет, давайте поменяем вот этих министров» уже гораздо труднее...
Полагаю, все-таки будут еще какие-то споры. Недаром г-н Пиленс сказал — вначале документы, а потом будем говорить о министрах. Поэтому, думаю, так быстро это не кончится».
Еще один гость передачи — Гундар Берзиньш, декан факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета, добавил, что в данном случае была нарушена привычная очередность действий по созданию нового кабинета:
«Был еще меморандум посередине. Вначале соглашение о том, как мы будем продолжать, и только тогда начинается более конкретный разговор. Это свидетельствует о том, что процесс — непростой. И я соглашусь с тем, что мы пока не подошли к этой финальной части! Сможем ли мы за 11 дней пройти два очень серьезных этапа? Это, действительно — декларация, согласовать декларацию. И увидеть конечное распределение мест [в Кабмине].
Эти важные решения должна принять каждая партия, потом согласовать эти все персоналии, плюс места в правительстве и декларация. Она совсем не простая вещь! Особенно в этот момент, когда существует много краткосрочных важных вопросов, но и долгосрочная перспектива в этой ситуации очень важна».
Предполагается, что премьер-министром снова станет Кришьянис Кариньш («Новое Единство»), которого президент уполномочил вести консультации о создании коалиции, но до сих пор не номинировал на эту должность официально. В предыдущие четыре года премьер в дела министерств не вмешивался, взяв на себя роль модератора. В Латвийской торгово-промышленной палате уже заявили, что хотят его видеть не только миротворцем, но главой правительства, который берет на себя ответственность, так что «нас ждет другой Кариньш», прозвучало в передаче.
«Я думаю, одно дело, когда у тебя за спиной восемь мандатов (как в прошлом созыве Сейма), и другое дело, когда у тебя 26. Это много что меняет. И сейчас в формировании правительства мы видим, что «Единство» действительно берет на себя роль лидера.
Тут явно даже не пахнет позицией «мы все равны». Потому-то в этом меморандуме, к которому может быть очень много претензий и в котором совершенно отсутствует то, что там должно было быть — формулировка каких-то принципиальных целей, — есть теперь одна совершенно явная цель, которая всеми партиями правящей коалиции поддерживается — это переход на латышский язык, назовем это для краткости — латышская Латвия. Потому что ясно,
если говорить о всей программе консолидации обществе, она основывается прежде всего на латышском языке и культуре. Но, простите, эта цель, конечно, очень важная, тут сомнений нет — но это цель, которая смотрит не столько в будущее, сколько назад. Консервативная цель. А вот что-то другое? Это совершенно непонятно.
Если вернуться к вопросу о Кариньше, сама ситуация его заставляет так делать. Мы все время замечаем незаметное, корректное — но все же давление на партнеров по правящей коалиции. В том числе и не обсужденное заранее с Национальным объединением и «Объединенным списком» распределение постов министров: вот, ребята, принимайте! Мы уже видим другого Кариньша», — сказал Юрис Розенвалдс.
Как писал Rus.LSM.lv, 3 ноября партии будущей коалиции подписали меморандум о сотрудничестве – список целей, которых должно достичь будущее правительство. Cформировать коалицию договорились три политические силы: «Новое Единство», «Объединенный список» и Национальное объединение. У будущей правящей коалиции будут 54 голоса из 100 в парламенте.