- Полное видео доступно здесь.
Политика интересует латвийцев, но, скорее, на уровне «кухонных разговоров», сыронизировал журналист портала TVNET, ассоциированный научный сотрудник Института внешней политики Латвии Артур Быков.
«Ничто нам не мешает собраться либо поздно вечером, либо очень поздно вечером перемыть косточки каждому политику за работу проделанную либо не проделанную», — сказал журналист.
По его мнению, латвийцам стоило бы интересоваться политикой в более широком смысле этого слова.
«Потому что интересоваться политикой, мне представляется, в первую очередь — это принимать участие в гражданском процессе,
а именно: голосовать, принимать участие в протестах (считаю, что это одно из самых важных), защищать свои права, при чем неважно, на улицах ли, в судах ли, на работе ли», — подчеркнул Быков.
Он считает, что именно в этих вопросах латвийское общество сильно отстает от других стран Европейского союза.
Политолог Кристиан Розенвалдс признал, что, когда он задает вопросы своим студентам, кто является президентом или премьер-министром Латвии, они не всегда могут ответить. И хотя Розенвалдс считает, что интерес к политике в латвийском обществе есть у всех — так как вопросы пенсии и дорог — это тоже политика — его беспокоит вопрос деления ответственности.
«Деление ответственности значит, что я совместно с политиками принимаю решение для себя внутри. Что такое хорошо, что такое плохо, что такое правильно или неправильно. И тогда я оцениваю, что они делают правильно или неправильно в соответствии с тем, что я для себя отмерил»,
— пояснил политолог.
По его мнению, главная проблема Латвии — отсутствие запроса на то, какой должна быть страна и политика.
«Если у нас нет запроса, мы не можем измерить. Из-за этого у нас так много людей, которые не участвуют в выборах, не хотят участвовать. (…) Если ты являешься социал-демократом, ты смотришь на партию, которая представляет социал-демократические идеи. И если их две, ты выбираешь ту, которая для тебя лучше», — сказал Розенвалдс.
Все начинается с того, что человек должен сам определиться со своими взглядами, подчеркнул Розенвалдс. В противном случае,
«у нас получается, что есть Attistibai/Par! — партия, которая готова быть либеральной к геям, но, когда мы говорим о нацменьшинствах, они забывают свою либеральную точку зрения. Когда мы говорим про “Согласие”, они являются либералами по отношению к нацменьшинствам, и не либералами по отношению к геям, к примеру».
Розенвалдс отметил, что в отличии от Латвии, в Германии и других развитых странах очень много людей вовлечены в деятельность партий, соответственно и в политический процесс страны.
«Я всегда привожу в пример (…) Христианско-социальный союз баварский. Из 5 миллионов жителей Баварии 180 тысяч людей участвуют в партии».
Артур Быков согласился с тем, что в работу партийных структур нужно вовлекать как можно больше граждан. В противном случае, по его словам,
партии не чувствуют никакого «давления снизу», превращаясь в «кружок по интересам», где партия выступает платформой для баллотирования в Сейм.
Об этом свидетельствует и большое число партий в Латвии, отметил журналист.
Политика отличается от других сфер тем, что в ней должна быть большая доля соучастия и не должно быть «потребительского синдрома», отметил Кристиан Розенвалдс. Это означает, что, если человек не определился с политическими взглядами и пассивен в политических процессах, ему всегда будет «некого выбирать» или же он будет голосовать за «меньшее зло», пояснил политолог.