«Сейчас происходят игры, которые тесно связаны не только с Covid-19 , но и с [парламентскими] выборами в следующем году. Есть ощущение, что политики пытаются, с одной стороны, не слишком навредить себе (в том смысле, чтоб не было слишком много недовольных их действиями), а с другой, все время опаздывают. Многие принятые сейчас меры надо было объявить еще полгода назад. [...]
Когда у нас появились вакцины, надо было сказать: вот, будет какой-то список профессий, где вакцинироваться надо будет обязательно. Если бы это сказали 9 месяцев назад, ситуация была бы не радикально, но существенно другой», — считает политолог, профессор Латвийского университета Юрис Розенвалдс.
Отсутствие же этой самой ясности, по его мнению, плохо сказалось не только на темпе вакцинации, но и на отношении людей к самому правительству: оно и у антиваксеров большой любви не снискало, и у привитых вызывает недовольство.
Обозреватель еженедельника Ir Айвар Озолиньш согласен, что «ковидные» действия правительства напоминают о начале предвыборного периода.
В то же время политический обозреватель Вадим Полещук считает, что правительство не может не оглядываться на политическую составляющую, поскольку в Латвии уже два политических проекта пытаются заполучить сторонников на почве нелюбви к обязательной вакцинации и строгим «ковидным» ограничениям.
«Это все не шутки, правительство должно оценивать и эти риски. Потому что посмотрим на пример Эстонии, где праворадикальная, достаточно ксенофобская партия EKRE, когда подняла флаг борьбы с «антиковидными» ограничениями, стала партией номер один. […] Какой-то протестный потенциал [в Латвии] есть, и это надо учитывать. Медики учитывают эпидемиологическую ситуацию, а политики вынуждены учитывать и эти политические факторы», — пояснил он.
Тем не менее если все-таки примут список профессий, где вакцинация от Covid-19 будет обязательной, и если этот список будет достаточно широким и охватит, например, весь госсектор, то, вероятно, он станет тем фактором, который существенно увеличит долю привитого населения (которая сейчас у нас составляет около 50% жителей старше 18 лет, в то время, как в Дании она превышает 90%).
«Латвия — довольно бедное общество. Если говорят, что в публичной сфере будут практически все затронуты… и если у человека будет выбор между голодом его семьи, детей и вакцинацией, основная масса скорее всего выберет вакцинацию. У нас не настолько развитая экономика, чтобы рисковать рабочим местом. Думаю, прирост будет очень значительным, если требования будут достаточно жесткими», — предположил Вадим Полещук.
Айвар Озолиньш подтвердил: «Люди, которые выступают против вакцинации, они в основном не идеологические антиваксеры. Убежденных антиваксеров — небольшая часть, хотя они громко о себе заявляют. Но в основном это равнодушные – мол, отложим, посмотрим. Но если придется вакцинироваться, это их побудит».
Как сообщал Rus.LSM.lv, Совет кризисного управления договорился о введении чрезвычайной ситуации на три месяца, а премьер-министр на ночной пресс-конференции анонсировал ряд более строгих, чем прежде, мер и ограничений — в том числе об обязательной вакцинации во всем общественном секторе.