Открытый разговор

Война России в Украине: на чьей стороне Китай?

Открытый разговор

Cможет ли наше село обеспечить Латвию недорогими продуктами?

"Ты за кого?" О чём говорит опрос про отношение общества к войне в Украине?

«Что посеешь, то и пожнешь» — культуролог об итогах опроса про войну в Украине

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Большой разброс между оценками вторжения России в Украину среди латышско- и русскоговорящих респондентов, выявленный в ходе опроса общественного мнения — плод многолетней государственной политики в сфере интеграции, и тут нечему удивляться, заявил в передаче Латвийского радио 4 «Открытый вопрос» культуролог, профессор Академии художеств Денис Ханов.

«Наше общество очень давно разделено по целому ряду признаков, и здесь этническое, к сожалению, начинает обретать и форму «за» и «против», всегда очень упрощенное восприятие реальности.

То, что удалось создать политическому истеблишменту за эти десятилетия — это банализация политического дискурса, разделение на латышей и русских, разделение очень топорное, примитивное, и в то же время понятно, что оно прежде всего является основой для быстрого получения и воспроизведения политического капитала.

А политический капитал, согласно французскому философу Пьеру Бурдье — это символический капитал, который, собственно говоря, позволяет благодаря манипулятивным практикам играть вот этими символическими ресурсами, такими как память, травма, коллективная идентичность, ее конструкция, и так далее.  

Поэтому в принципе, как бы печально это ни звучало, вопрос этот, хоть и может быть критикуем, но с точки зрения того, что циркулирует в латвийском обществе — что называется, не в бровь, а в глаз! Потому что, увы, по семьям, по организациям, коллективам эта линия войны, траншеи, окопы — прошли. И я вижу это сплошь и рядом, причем именно в европейском масштабе. Мои коллеги в Германии, мои коллеги и друзья в Латвии спорят со своими родителями, поколением, условно, конца 1940-х — они понимают, что теряют своих родителей, что потеряли их давным-давно: те стали жертвами путинской пропаганды, которая у нас работала десятилетиями. И

очень долго наши политики не могли набраться смелости и блокировать эти потоки — или создать что-то качественное альтернативное. Уничтожены даже последние источники, такие как Русское вещание LTV7, которое с горем пополам, по крайней мере, давало альтернативное мнение».         

Поэтому, поясняет Ханов, вопрос «Ты за кого в войне РФ с Украиной?» выпукло показал ту часть латвийского общества, которая ощущает себя отторженной от государства, невостребованной, ущемленной:

«Посмотрите, вся история с ковидом четко это показывает. Вот это глубочайшее, непреодолимое равнодушие и недоверие к политическому истеблишменту. Поэтому здесь Украина стала, как ни странно, результатом того, что продолжалось в головах наших сограждан на протяжении десятилетий.

И здесь я должен сказать: что посеешь, то и пожнешь! Наша политическая элита не смогла создать инструменты для включения, для инклюзии, для того, чтобы равноправие, права человека, политическая нация, гражданское участие и так далее стали основными ценностями! Причем они не угрожают латышской идентичности. Они, наоборот, ее подкрепляли бы. Ее бы лишь усиливало то, что люди добровольно воспринимали бы ее как часть своей идентичности.

Теперь же мы видим, что эта война для многих является фантазией о несуществующем величии не их страны! Вот он — результат, собственно говоря, идеологических конструкций Путина и его пропаганды. Огромной, очень дорогой — той, которой мы не смогли противопоставить гражданское общество. Вот таковы итоги. Потому и то, что мы видим в опросе — это реалии, которые давно циркулируют в обществе».

Как сообщал Rus.LSM.lv, Россия атаковала Украину в ночь на 24 февраля. Военное вторжение российских войск в Украину вызвало у части латвийского общества крайне негативные эмоциональные реакции, направленные на местных русскоязычных жителей. В том числе от нападок в этой связи страдают русские ученики латышских школ, а билингвальные школы пользователи соцсетей упрекают в поддержке действий РФ.

Сразу резко осудил такую риторику только глава Кабинета министров Кришьянис Кариньш, но не глава государства. Лишь на десятый день войны президент Левитс публично заявил:

«Весь латвийский народ — вместе с Украиной, независимо от национальности или языка, на котором говорят в семье. Это неважно! Важно, что человек является патриотом Латвии, что он честный человек, который знает, что такое справедливость и права, который знает, что права нации на самоопределение священны.

Если еще в Латвии или других странах есть люди, заблудившиеся в пропаганде России, поможем им в спокойном разговоре раскрыть глаза. Главное, что мы едины и что народ Латвии един».

Долгое молчание президента об обострении межнациональных отношений в Латвии на фоне агрессии России против Украины вызвало недоумение у политологов и социологов.

Как писал Rus.LSM.lv, опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения SKDS по заказу Латвийского телевидения, показал: 90% латышей поддерживают Украину. Русские же совсем не едины во мнении: 22% поддерживают Украину, 21% Россию. Остальные не поддерживают «ни одного, ни второго» или затрудняются ответить. Эксперты объясняют столь большую долю «неопределившихся» среди русскоговорящих острым кризисом идентичности, который многие из них теперь испытывают.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное