Открытый разговор

Человек с инвалидностью не виноват, что живет в неправильном самоуправлении

Открытый разговор

Обзор событий недели

Рынок труда для людей с особыми потребностями. Почему среди них растет безработица?

Что мешает инвалидам в Латвии найти работу

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Отсутствие образования и навыков часто становится непреодолимым препятствием для людей с инвалидностью, которые хотят найти работу. Поэтому крайне важно, чтобы и родители готовили таких молодых людей к будущей взрослой жизни, и чтобы система образования была для них доступна, считают участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4.

«У нас швейное предприятие, у нас есть также какие-то офисные работы, которые требуют определённых навыков. И нам было тяжело с инвалидностью, у которых есть соответствующее образование. Потому что очень мало людей с инвалидностью получают образование, которое было бы востребовано на рынке труда. [...]

А у нас все-таки предприятие, а не благотворительное общество. У нас не было возможности нанимать людей и обучать […], нам были нужны уже готовые специалисты», — поделилась своим опытом найма людей с особыми потребностями Наталия Ермолаева, член правления швейного предприятия OWA , сама инвалид второй группы.

Она также отметила, что, по ее наблюдениям, родители детей с инвалидностью часто не готовят их к тому, что им надо будет работать и себя обеспечивать. Также проблемы могут быть у людей, которые стали инвалидами, уже будучи взрослыми и не успев обзавестись навыками, необходимыми для работы, не связанной с физической нагрузкой.

Эксперт по вопросам социальной безопасности и здравоохранения Петерис Лейшкалнс из Латвийской конфедерации работодателей отметил, что специализированное образование детей с инвалидностью само по себе имеет изъян: оно очень долгое. Девятилетняя программа основного образования у них растягивается на 12 лет, соответственно, до колледжа они могут добраться еще через несколько лет, а это поздно.

«Проблема в том, что они уже основное образование получают слишком долго. Возможно, тут надо что-то менять. И если нет хорошей специальности, это потом становится очень большой проблемой. Все-таки мы идём к более высокой добавленной стоимости, к тому, что каждый делает более сложные операции», — сказал он.

Он также предположил, что часть работодателей от найма людей с инвалидностью может удерживать существовавший до этого лета запрет на увольнение таких людей, который на самом деле их не защищал, а скорее выводил с рынка труда. Летом запрет убрали, но, вероятно, не все еще это осознали.

Новой проблемой, по мнению П. Лейшкалнса, могут стать минимальный обязательные взносы социального страхования, которые можно не платить за инвалидов 1-й и 2-й группы, но за инвалидов 3-й группы платить надо, даже если они работают не на полную ставку.

Также Наталья Ермолаева заметила, что приспособленные для инвалидов офисные помещения (например, где был бы туалет, куда можно заехать на коляске) есть только в современных офисных или торговых центрах, а их аренда не дешева. Также, по ее словам, если работодатель принимает на работу человека с особыми потребностями не через специальную программу Госагентства занятости, то он не может рассчитывать ни на какую компенсацию расходов на установку пандуса, подъемника и др..

Впрочем, все-таки основной проблемой участники передачи назвали образование.

«Если у тебя нету навыков, найти работу очень сложно», — констатирует Ивар Балодис, член правления общественной организации Apeirons, которая помогает людям с ограниченными возможностями.

Он считает, что одна из причин, почему латвийские инвалиды оказываются без этих самых навыков и знаний, это доступность среды. Собственно, как рассказывал Rus.LSM.lv, многие люди годами не могут выйти из своих квартир, потому что их дома не оборудованы подъемниками, лифтами, пандусами. Но и сама систем образования в стране, по словам И. Балодиса, весьма недружелюбна к таким людям.

«Образовательная система в Латвии — не для человека с инвалидностью. Если ты не видишь, не слышишь или ты передвигаешься на коляске, эта система не работает.

У нас есть специальные школы, где как-то по-другому смотрят на образование, также человек может получить образование дома. Но в основном это некачественное образование. И поэтому очень часто появляются такие ситуации, когда человек хочет работать, но у него нету навыков, нет никакого опыта. [...] А ведь часто человеку с инвалидностью образование нужно получше, чтобы он мог лучше конкурировать», — отметил гость «Открытого вопроса».

Наталья Ермолаева же отметила, что порой люди с инвалидностью выбирают не те профессии в которых они смогут работать. Она привела пример, когда передвигающийся на коляске молодой человек получал профессию ассистента швеи.

«Он физически никогда не сможет найти работу помощника швеи, потому что там нужна ловкость рук и ног. При этом люди с инвалидностью не идут в сферу ИТ, которая не требует физических навыков, а требует навыков интеллектуальных. Сейчас у разных предприятий много программ, крупные ИТ-компании готовят своих специалистов с нуля и человек с инвалидностью может там найти дистанционную работу. Но нет соответствующего спроса — отчасти из-за неуверенности, отчасти потому, что в своё время родители не приложили усилия, чтобы эти молодые люди осознали, что им надо работать и себя содержать», — считает она.

В этом году благотворительный марафон «Дай пять!» (Dod pieci!) посвящен как раз людям с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата) и тому, как улучшить для них среду.  Все желающие на сайте благотворительного марафона Dod pieci!/Дай пять! могут сделать пожертвование — обменять его на исполнение своей любимой композиции в эфире Латвийского Радио 5 — Pieci.lv.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное