Открытый разговор

Что возьмём с собой из 2021 в 2022 год?

Открытый разговор

Дорожающая энергия: кто поможет самоуправлениям?

Несёт ли Новый год миру новый поворот?

Без России и США: чем важен тихоокеанский договор о сотрудничестве

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Договор о торговом сотрудничестве Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона вступил в силу в новогоднюю ночь. Считается, что это крупнейшее соглашение такого рода в мире и, как отмечают гости передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4, оно имеет как символическое, так и практическое значение и дает надежду, что рынки подписавших договор стран со временем станут более доступными и для наших предпринимателей.

«Я думаю, что очень важно. Потому что, во-первых, в Тихоокеанский регион смещается центр мирового экономического развития. Можно сказать, что уже сместился. Важный момент: там нет США. США всё-таки себя я тоже позиционируют, как тихоокеанская страна, и мы помним, что у них была своя инициатива — создать свою [тихоокеанскую] экономическую зону без Китая, но после избрания Трампа президентом они отбросили эту инициативу», — прокомментировал политтехнолог Филипп Раевский вступление в силу договора о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP).

Соглашение охватывает Китай, Бруней, Камбоджу, Индонезию, Малайзию, Лаос, Мьянму, Филиппины, Японию, Австралию, Таиланд, Южную Корею, Новую Зеландию, Сингапур и Вьетнам. Оно облегчает торговлю между этими странами, открывает их рынки друг для друга, снижает пошлины и др, хотя оставляет достаточно автономии в управлении разными сферами экономической политики (например, защитой прав работников).

По мнению Филиппа Раевского, важно то, что этот договор объединяет действительно очень разные страны и что для этого пусть символического и не очень глубокого объединения не понадобилось посредничества «старших братьев».

«Очень важный момент в том, что за одним столом сидят не такие уж большие друзья: Япония, Южная Корея, Китай, Австралия — это большие экономики и нельзя сказать, что политически они очень близки. Но важно скорее символически, что найден формат, в котором они способны общаться, что они нашли общий язык (в этом случае язык торговли) и общие интересы. [...]

Насколько понимаю, там никто не ждёт ни США, ни Россию. Но ждут Индию. Это [ее присоединение] стало бы ещё одним сигналом, что азиатские страны могут сами договариваться между собой, принимать свои экономические решения и двигаться вперёд без наставников из Европы или Америки», — сказал гость «Открытого вопроса».

Александра Палкова из Института внешней политики видит в событии в первую очередь символический смысл.

«Соглашение заключено в трудный момент, когда мир столкнулся с вызовами пандемии [в ноябре 2020-го] и может сыграть ведущую роль в продвижении нового цикла экономической глобализации. […] Но в целом оно может ускорить экономический рост и помочь самому региону восстанавливаться после пандемии», — полагает политолог.

На вопрос, не навредит ли такое объединение Европейскому Союзу и, соответственно, нам, Филипп Раевский ответил, что скорее наоборот.

«Исторически Китай и Япония — это страны с закрытыми экономиками. То, что они начинают между собой торговать более свободно, то, что они открываются друг для друга, я думаю, значит, что они неизбежно будут открываться и для нас. Это очень позитивно», — заявил он.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное