Какие люди будут в ближайшие десятилетия содержать латвийских пенсионеров при текущей динамике демографии — вопрос не праздный, прозвучало в передаче. Сама пенсионная система выстроена таким образом, чтобы те 400 с лишним тысяч человек, которые сегодня находятся в пенсионном возрасте, могли получать пенсии, говорит Эдгар Вольскис, доктор экономических наук, эксперт по вопросам пенсионной системы. Но надо понимать, что к концу 2030 года пенсионеров будет насчитываться уже 600 тысяч:
«В то же время работающих станет пропорционально меньше. В будущем зависимость от первого пенсионного уровня будет все меньше, и мы будем зарабатывать каждый на себя — потому что нетрудно прогнозировать, что той рабочей, силы, что есть сейчас, для содержания пенсионеров не хватит.
Я как-то поинтересовался у уходящего министра благосостояния: а вы когда-нибудь считали, сколько нам нужно миграционной рабочей силы в Латвии, чтобы мы могли содержать те 600 тысяч в будущем?..
Сегодня в Латвии в дополнительных услугах — доставке, такси — появляются граждане неевропейских стран. Возникает вопрос: в каком налоговом режиме работают эти люди?
По сути, для экономики эти люди, которые сейчас приезжают — следствие того естественного процесса, что рабочей силы в Латвии начинает не хватать».
Министр так и не ответил, признал специалист — но, по расчетам самого Вольскиса, Латвии не избежать массовой трудовой иммиграции:
«Эта на сегодняшний день приезжая рабочая сила — непонятно, в каком налоговом режиме они сейчас работают. Натурально, это (иммиграция) все равно произойдет! Потому что экономика, к счастью, сама по себе решает такие вопросы.
Вопрос в том, насколько государство сумеет воспользоваться этим механизмом и взять от этих будущих ста тысяч работников те потенциальные социальные взносы, которые нужно получить для пенсионной системы.
Чтобы система могла и дальше функционировать, как уже было рассчитано 20-25 лет назад, до 2030 года в Латвию должно прибыть 100 тысяч человек трудоспособного возраста не из стран ЕС».
Поэтому важно, подчеркивает Вольскис, чтобы новое правительство проследило, как платятся социальные взносы за эту группу трудящихся. Разумеется, у тех же политиков Национального объединения мнение о ввозе рабочей силы отрицательное. Но нужно понимать, что тогда в руках государства остается еще такой инструмент, как повышение пенсионного возраста, а ведь у его применения есть естественные границы — человек не может работать в преклонные годы с той же интенсивностью, как в молодости, говорит Кристина Ломановска, сопредседатель комитета рынка капитала Ассоциации финнасовой отрасли, член правления SEB Life&Pension.
«Демографическая ситуация ухудшается, и либо нам надо будет работать, дольше не выходя на пенсию, либо платить больше налогов.
Либо понемногу того и другого. По-моему, центробанк подвел итоги, сколько требуется, чтобы удержать эту пенсионную систему. Да, первый уровень индексируется — но деньги не растут на деревьях, эта индексация происходит за счет налогов. И если нет налогоплательщиков — тогда нет и тех, за чей счет индексировать. У нас впереди большой риск, и если мы не будем об этих вопросах думать, то пенсионный возраст надо будет повышать».