Катаракта — это помутнение хрусталика глаза. Хрусталик теряет прозрачность, свет не попадает на сетчатку и зрение человека становится мутным. В ходе операции человеку мутный хрусталик заменяют новым.
В Латвии эту операцию можно сделать по государственной программе, доплатив примерно 15-20 евро. В Литве же придется заплатить полную сумму, от 700 до 1000 евро. С Латвийским радио связалась врач, которая пожелала остаться анонимной. Она рассказала, что пациентов, которые не ориентируются в медицинской системе Латвии и не говорят по-латышски, некоторые врачи Даугавпилса направляют на операции в Литву.
Врач считает, что таким образом этих пациентов настраивают против латвийской медицины. К тому же, она не согласна, что литовские врачи оперируют лучше, а очереди в Литве короче.
Сейчас операцию по удалению катаракты можно сделать в ближайшие два-три месяца, как в клинических университетских больницах, так и в частных учреждениях.
До ковида было очень популярно
Председатель правления Даугавпилсской региональной больницы Инта Вайводе рассказала, что раньше было очень много случаев, когда жители Латгале ехали оперироваться в Вильнюс или Беларусь. Спрос был выше предложения, а Литва проводила отличный маркетинг.
«Менеджмент клиники Вильнюса, который работал на Латгалию и Даугавпилс, был отлично организован. Они ездили за пациентами, отвозили на операции. Потом обеспечивали уход после операции — тут, на месте — и консультации. До ковида это было очень популярно, и цена была примерно 500-600 евро за глаз. Человек, который не мог отстоять очередь в больнице Страдиня или в Бикерниеки, выбирал этот платный путь», — сообщила она.
Вайводе рассказала, что больница создала программу «Видеть лучше», чтобы информировать жителей о возможности сделать операцию в Даугавпилсе. На эти операции до конца года еще осталось финансирование в размере девяноста тысяч евро.
Операции по удалению катаракты за бюджетные средства можно сделать и в Рижской восточной клинической университетской больнице. Однако в ней записаться можно только на январь или февраль следующего года. Но катаракта обычно развивается медленно.
«Здесь меня не принимали всерьез»
На призыв Латвийского радио отозваться людей, которые делали такие операции в Литве, большого отклика не было. Но одна женщина поделилась своей историей.
Санта (имя изменено) всю жизнь прожила с плохим зрением и с такими большими минусами, что большинству покажутся невозможными. Все, что могли делать врачи, — выписывать более сильные контактные линзы. Но когда зрение достигло -24, а один глаз потерял способность видеть, Санта стала искать возможности за пределами страны.
По ее словам, со временем у нее образовалась катаракта на обоих глазах.
В Латвии ей операцию не предлагали из-за слишком большого минуса, к тому же роговица со временем стала слишком тонкой. Она решила обратиться в клинику в Литве, у которой были хорошие отзывы.
«Меня там основательно проверили. Не так, что тут же начали что-то делать. Ездила несколько раз, для каждого глаза операцию делали в свой день. Не было такого, что меня приняли, заплатила и уехала. Нет, они меня наблюдали, была послеоперационная поездка в Вильнюс. Могу сказать, что я до сих пор езжу в Вильнюс, потому что здесь [в Латвии], честно говоря, я разочарована. Потому что была надежда на врачей, но меня не воспринимали всерьез, и последствия, соответственно, были такие, какие были», — рассказала женщина.
После операции, в том числе по удалению катаракты, зрение на одном глазу улучшилось с -26 до -3. Женщина может самостоятельно передвигаться и частично видеть. Глаз, который потерял зрение, спасти не удалось.
Есть спрос — будет и предложение
Руководитель офтальмологической клиники Восточной больницы Кристине Баумане знает, что часть пациентов выбирает операции в Литве.
«Если эти жители Латгалии выбирают получать платные услуги в частной литовской структуре, им нельзя этого запретить. Также, как нельзя запретить сделать это в Латвии, в Риге. Это их свободный выбор, они разгружают государственные услуги, дают возможность их получить другим. Если они считают, что им удобнее заплатить 600 – 700 евро частной литовской структуре, которая пришлет за ними в Латвию автобус и потом отвезет обратно... Если есть спрос, то есть и предложение».
Баумане указала, что одна из возможных причин в том, что люди не знают, что в Латвии катаракту удаляют по государственной программе. Она не думает, что незнание государственного языка в Латгалии могло на это повлиять, так как врачи одинаково хорошо говорят на обоих языках.
Баумане сказала, что сейчас идет работа над улучшением домашней страницы больницы, и в будущем в разделе об операциях на глазах будет информация о государственном финансировании.