Изучив фрагменты переписки, полученные от соратников Навального в ФБК, программа Латвийского телевидения De facto пришла к выводу, что это не пустые слова. Невзлин через Блинова был источником публикаций на портале jauns.lv, в то время как общество, основанное руководителем портала kompromat.lv Леонидом Якобсонсом, в прошлом году получила финансирование от Фонда Невзлина в Литве.
Латвийские СМИ в битвах олигархов
В фильме о нападении на соратника Навального Леонида Волкова представительница Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), основанного умершим в тюрьме российским оппозиционером Алексеем Навальным, Мария Певчих, заявила, что «параллельно с тем, как Невзлин де-факто пытается убить Волкова и разгромить команду Навального, они с Блиновым проворачивают какие-то отдельные диверсии против других олигархов. Гусинского они пытаются лишить испанского гражданства, опубликовать какой-то компромат на Авена и Фридмана, отнять у них какие-то там доли».
Во фрагментах переписки, которые программа De facto получила от соратников Навального, видно, какие Латвийские СМИ и игроки политической арены были втянуты в борьбу олигархов.
В августе прошлого года Блинов присылает, вероятнее всего, Невзлину ссылку на статью с высказываниями главного редактора Rīgas Viļņi и обещает вечером объяснить больше, потому что сейчас он «в гостях у владельца – Петериса Шмидре». «Вся жёлтая пресса», хвастается Блинов.
Судя по переписке. Блинов пытается уговорить Невзлина стать участником связанного с недвижимостью в Испании бизнеса Петериса Шмидре, у которого там основан холдинг Suitaprest.
Программа De facto убедилась, что поставщик финансовых услуг Suitaprest зарегистрирован в Испании и выдает кредиты под залог недвижимости. Сам Шмидре публично заявлял, что является основателем этого холдинга.
Через день Невзлин, скорее всего, переслал подготовленное кем-то весьма критическое мнение о Suitaprest. Переписка об испанском бизнесе Шмидре продолжается и в сентябре — похоже, Блинов пытается убедить Невзлина поучаствовать в нем.
Однако бизнес в сфере недвижимости в Испании – не единственное, что Блинов рассказывает о семье Шмидре. В середине августа 2023 года Блинов сообщает Невзлину, что у него вскоре ожидается онлайн-встреча «с женой Шмидре, которая владеет всей жёлтой прессой Латвии». Здесь явно имеется ввиду председатель правления “Rīgas Viļņi” Айя Шмидре.
Оба договариваются, что ещё рано ей раскрывать, что Невзлин «главный заинтересант по Гусю и Авену». Речь о бывшем российском медиамагнате Владимире Гусинском, который покинул страну, скрываясь от Путина, более 20 лет назад, а также о Петре Авене, который получил гражданство Латвии, а позже попал под международные санкции. В последнее время он обитает в Латвии.
В начале сентября 2023 года Невзлин спрашивает, есть ли у них кто-то, кто может разместить статью в Испании или Латвии так, «что бы нас не видно было, но чтобы заметили», «про Гуся, FBI и Дерипаску». Олег Дерипаска – очередной находящийся под санкциями российский олигарх-миллиардер.
Неделей позже Блинов сообщает, что «Латвия тоже хочет включится в процесс журналистского расследования деятельности Г, в понедельник готовы дать корреспондента для контакта». «Здоровая конкуренция», радуется Блинов, а Невзлин ставит лайк.
Ещё через неделю Блинов пересылает свою переписку из Signal с Эдвином Ракицкисом – так зовут руководителя новостного отдела портала jauns.lv, который входит в состав Rīgas Viļņi.
Блинов первый пишет Ракицкису, представляясь Анатолием, «который беспокоит по поводу статьи». И оба договариваются созвонится. «Это, кто пишет – латвийский корреспондент», объясняет Невзлину Блинов.
Видно, что оба созваниваются, а позже журналист обещает, что «будет стараться написать про Дерипаску» и постарается найти правильный подход.
В воскресенье Блинов очевидно просит и получает от Невзлина деньги на свои расходы. Среди них – запланированная на следующий день статья в Латвии. «Статья (не платили), от супруги Шмидре - жест доброй воли, корреспондент (статья двуязычная) – 1,5 тысячи», пишет своему начальнику Блинов.
Утром в понедельник, 25 сентября, Блинов присылает Невзлину ссылки на статьи портала “jauns.lv” на русском и латышском языках с комментарием – «Начало положено».
Невзлин отвечает, что он просто отправил статью Киселеву — вероятно, имеется в виду журналист Евгений Киселев, эмигрировавший из России в Украину несколько лет назад. «Реакция: Как-то очень запутанно изложено, трудно до конца понять». Блинов признает, что это правда.
Далее следует переписка, в которой обсуждается содержание публикация, смешные опечатки, которые делают текст несерьёзным и путанным. Латвийский журналист извиняется и обещает исправить ошибки. Но Невзлин не очень критичен: «Теперь вижу, что это наш текст, только вот ошибка плохая в первом предложении».
Через час Блинов пересылает переписку с Ракицкисом, в которой тот извиняется за странную ошибку переводчика и обещает быстро ее исправить. «Идиоты», — со смайлом комментирует Блинов.
Ракицкис в телефонном разговоре с De facto подтверждает, что переписка подлинная. Но он не знает, откуда у его собеседника Анатолия его номер телефона. А в редакцию до этого поступило анонимное электронное письмо, которое и было использовано для публикации.
Позже в ноябре Блинов предлагает подключить «группу Шмидре» к кампании против Авена и Borjomi.
С другой стороны, в декабре 2023 года Блинов присылает Невзлину описание проекта jauns.tv «Большой вопрос», в котором упоминается идея создания русской версии «Большого вопроса». Там же упоминается, что редакция ищет участников программы и спонсоров — планируемые затраты составят около 12 тысяч евро в месяц.
Шмидре заявил, что не помнит Блинова, а с Невзлиным дел не вел
Петерис Шмидре в телефонном разговоре утверждает, что Блинова не помнит, а с Невзлином у него никаких дел не было.
«Нет, ну, кто такой Невзлин я, конечно, знаю, но не в связи, так сказать, со мной. Также как Ходорковского и Жириновского приблизительно, так я его знаю», — сказал Петерис Шмидре.
Когда “de facto” коротко рассказывает Шмидре, в каком контексте в переписке упоминается «группа Шмидре», предприниматель злится.
- Вы прочитали что-то из какой-то желтой прессы и теперь пытаетесь что-то склеить вместе. Не так?
- Ну, нет.
- Нет? А я думаю, что да. Не пойти ли вам ср**ь со всей это темой? Готовьте свою дерьмовую информацию без нас! До свидания!
В свою очередь жена Шмидре, председательница правления издания Rīgas Viļni Айя Шмидре в письменных ответах De facto утверждает, что Блинова не знает и никогда с ним не встречалась.
«Переписка этих двух мне незнакомых лиц содержит ложную информацию», — говорит Шмидре о заявлениях Блинова Невзлину.
Издательница признаёт, что по светским мероприятиям ей знаком латвийский предприниматель и бывший полицейский Дмитрий Челебий, который, как известно De facto, соратник Блинова. Он анонимно упоминается и в фильме ФБК. Именно Челебий предлагал Шмидре анонимный источник информации, который может предоставить интересующую общество информацию.
«Этот анонимный источник я передала в редакцию, чтобы связались и провели первоначальное исследование, что является обычным действием работы СМИ. Насколько мне известно, журналист связался и подготовил статью по этой информации, которую можно было проверить. В свою очередь, если Блинов взял с Невзлина за это деньги – могу сказать только "поздравляю"», — сказала Айя Шмидре.
Она также подтвердила, что у издательства был проект по созданию программы «Большой вопрос» на русском языке с привлечением спонсоров. Была подготовлена презентация, которую разослали различным возможным спонсорам, в том числе Челебию. Из-за условий медиарынка и отсутствия спонсоров этот проект не был реализован, поясняет издатель.
Кампания против Авена
Кампанию против Авена и минеральной воды Borjomi Невзлин в переписке намечает уже в сентябре 2023 года. «У нас же ещё дуэль на знание латышского в планах, чтобы Авена гражданства лишить», — пишет Невзлин.
Позже Невзлин, скорее всего, пересылает полученные от кого-то сообщения о том, что акционеры литовской компании IDS Borjomi Михаил Фридман и Авен нарушают санкции, про контрольные закупки минеральной воды, про заголовки, что Borjomi спонсирует войну, а также идею: «Предлагаем закинуть это в СМИ, плюс – добавить Borjomi в тему языковой дуэли с Авеном».
В начале октября Невзлин вновь, вероятно, из того же источника, передает сообщение о том, что все подтверждено.
В середине ноября Невзлин информирует Блинова, что «Латвийские ребята» просили переслать новость, в которой первый раз появляются имена участников кампании Borjomi. В ней упоминается, что в прокуратуры Литвы и Латвии поданы заявления о нарушениях санкционного режима со стороны IDS Borjomi Europe. В Литве заявление поступило от журналиста Леонида Якобсона, а в Латвии – от председателя правления ассоциации поддержки российских эмигрантов АРЭМ Дмитрия Саввина.
В социальных сетях как владельца портала kompromat.lv Якобсона, так и только что получившего латвийское гражданство Саввина можно найти подтверждение, что такие заявления действительно были.
Всего на странице в Facebook Саввина можно найти 4 выложенных прошлой осенью видео с обращением Авену – как с вызовом на языковую дуэль по латышскому, так и с вопросами о Borjomi.
Выглядит, что эта гражданская инициатива Саввина была скоординирована с Невзлиным или с каким-то из его сотрудников, который передавал информацию миллиардеру. Одно из сообщений Блинова Невзлину похоже на отчет по работе, в котором кто-то от первого лица рассказывает, что в четырёх видеороликах – двух на латышском, двух на русском – вызывает Авена на публичную дискуссию на латышском языке, и что видео привлекли благожелательное внимание некоторых латвийских политиков.
Это точно совпадает с содержанием, которое можно найти в соцсетях Саввина. В то же время его видео поставили «лайк» депутаты Сейма Юрис Вилюмс и Артур Бутанс.
«Господину Авену не нравится наша работа»
Ещё более достоверной версию о том, что Невзлин ранее был информирован о действиях Саввина, делает тот факт, что основанное Саввиным и Якобсоном общество Bonum Publicum в прошлом году получило 22 тысячи евро в виде пожертвований от зарегистрированного в Литве фонда Cooperation for Democracy с оборотом в 1,7 миллионов евро в прошлом году. Его основателем, судя по информации с домашней страницы фонда, является Невзлин.
Саввин, прибывший в Латвию в 2015 году как политический беженец, позже выучил латышский язык и недавно натурализовался. Он уверяет, что выступает против Авена только потому, что считает его представителем пятой колонны, а также категорически отрицает коммуникацию с Невзлиным. О пожертвовании его фонда Саввин не знал, поскольку в объединении Bonum Publicum является всего лишь сотрудником, Якобсонс же входит в правление.
Посмотреть переписку, в которой он упомянут, Саввин отказывается.
Он также не знает, кто является анонимным донором из Швейцарии, который в прошлом году выделил 47 тысяч евро возглавляемой Савиной ассоциации AREM. Савин отказывается видеть список, в котором он упоминается.
Он также не знает, кто является анонимным жертвователем из Швейцарии, который в прошлом году выделил 47 тысяч евро ассоциации AREM, которой руководит Саввин. Посмотреть переписку, в которой он упомянут, Саввин отказывается.
«Мне всё ясно. Мне всё ясно! Я видел, что есть провокация ФСБ, я видел лоббистов Авена, я видел, что это спецоперация ФСБ. О господине Невзлине я тоже не знаю, но ждём ответов от прокуратуры и суда. Когда будут ответы, будет и предмет дискуссии. Сейчас его вообще нет.
Но я вижу, и мне очень нравится, что господину Авену – sveiki, привет, Пётр! – что господину Авену очень не нравится наша работа», — сказал Дмитрий Саввин De facto.
Леонидс Якобсонс на вопросы De facto – как о пожертвованиях от фонда Невзлина, так и о совпадениях в деятельности Bonum Publicum”и планах Невзлина – не ответил, сославшись на занятость по семейным обстоятельствам.
Как Якобсонс, так и Саввин сразу после выхода фильма ФБК о Невзлине в Facebook поспешили назвать его провокацией российских спецслужб и/или заказанной Авеном провокацией.
В свою очередь ещё через несколько дней Саввин поделился трейлером документального фильма об Авене под названием «Гибрид-гражданин», в котором в том числе будут видны кадры с дрона с поместья Клаугю в Мадонском крае – принадлежащего Авену через ряд предприятий.
Авен, который по-прежнему не даёт интервью латвийским СМИ, еще до выхода фильма знал, что против него выступает Невзлин, выяснил de facto.
Это стало известно представителю Авена Игорю Бассу от участника переписки Анатолия Блинова.
«Конкретный человек звонил и встретился со мной в Латвии в июне этого года, указав, что в его распоряжении есть информация не только касаемо планов Невзлина против Волкова, но и о длительных действиях, которые могут быть направлены против Авена. Предложение купить такого рода информацию я категорически отверг и прекратил какие-либо контакты с этим человеком», — говорит директор благотворительного фонда Петра Авена «Поколение» Игорь Басс.
Основанный Невзлиным литовский фонд на электронное письмо De facto с вопросами о возможной коммуникации Невзлина с Якобсоном и Саввиным, а также о пожертвовании их обществу, ничего не ответил.
Стоит отметить, что Невзлин сам в своем заявлении в литовскую полицию признал связь с Блиновым и его финансирование, поскольку якобы помог нескольким российским оппозиционерам покинуть страну.
Правда, весной этого года общение Блинова стало «странным и провокационным», поскольку в своей переписке он пытался создать впечатление, что Невзлин заинтересован в нападках на Волкова. О том, что провокационной была бы также коммуникация, например о подделке паспорта и влиянии на латвийские СМИ Невзлин литовским правоохранителям ничего не сказал.