Одним из вариантов строительства петли Rail Baltica в аэропорт была установка европейской железнодорожной колеи в уже существующий Железнодорожный мост. И это был самый дешевый вариант. Однако пошли по дорогому пути — решили строить новый железнодорожный мост. При том, что не было гарантии его европейского софинансирования. Так и случилось. Сейчас денег на его достройку нет.
«Мы видим сейчас по документам, что, к сожалению, у правительства не было возможности принимать решения о сценариях, какую трассу строить. Это показывают документы. Мы видим запрос на первое финансирование от 2015 года, где рабочая группа Министерства сообщения решила — будем строить рижскую петлю. Осознавая, что есть риск не получить финансирования», — говорит предедатель следственной комиссии Андрис Кулбергс.
На вопросы парламентской комиссии сегодня отвечал бывший госсекретарь Министерства сообщения Каспар Озолиньш. И комиссия, и журналисты пытались получить от него ответ, кто же конкретно принял решение строить рижскую петлю — без гарантии финансирования — вместо основной трассы.
«Не могу назвать это имя и фамилию. Потому что это был комплексный процесс, связанный с различными поворотами во времени. С привлечением очень многих сторон, которые высказывали как свои мнения, так и предложения. Мы можем видеть, как эти решения утверждались со стороны правительства. Как утверждалось финансирование. И все эти люди признали, что это видение Rail Baltica было адекватным», — сказал Озолиньш.
На комиссии был представлен акционерный договор между тремя странами Балтии о строительстве проекта Rail Baltica, и там нет никакой «рижской петли». Акционеры договорились строить утвержденную основную магистраль. Так кто же конкретно добавил эту петлю?
«В то время это был министр сообщения Анрийс Матисс и премьер-министр Лаймдота Страуюма. Они были первыми, кто на закрытом заседании обсуждал эти документы. Сами документы у нас появились только сейчас, рассекреченные. И в них указан этот риск проблемы с финансированием. Он там внутри. И есть вопросы от Госкаccы: как вы планируете снизить этот риск? И есть ли план Б? Плана Б не было», — говорит Кулбергс.
Кроме того, сегодня на парламентской комиссии была представлена ранее засекреченная смета строительства рижской петли. Ее общая стоимость — 461 миллион евро. Например, Центральный вокзал обойдется в 83 миллиона евро. Станция в аэропорту — чуть больше 64 миллионов, а тоннель под Торнякалнсом, к которому еще не приступили, оценивается в 59 миллионов евро, рассказал глава следственной комиссии:
«Мы начали с рижской петли, которая не является основной трассой. В строительство основной трассы мы еще даже лопату не воткнули! Это нелогично. Мне кажется, было логично начинать с той части, которую Европа финансирует на 85%».
В следующую среду 4 сентября следственная комиссия намерена выслушать бывшего министра сообщения Анрийса Матисса.
LSM+ уже писал, что до конца сентября правительству нужно изыскать 126 млн евро, чтобы заплатить долги строительным подрядчикам Rail Baltica за уже выполненные работы.
Как уже сообщалось, парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что ситуацию с Rail Baltica должна изучить прокуратура — и в частности, оценить добавление к нему больших и дорогих «дополнений» без ведома Сейма.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до 5,79 млрд. В середине июня программа De facto Латвийского телевидения сообщила, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до 9,6 млрд евро, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в 6,4 миллиарда. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать 10-19 млрд евро и что реализация проекта на годы отстает от графика.