В неблестящих экономических условиях в госбюджете следующего года удалось найти дополнительные деньги оборону и изменения налогов на рабочую силу. Чтобы компенсировать эти расходы, правительство увеличит акцизы и перераспределит отчисления на первый и второй пенсионный уровни. Это позволит минусу в бюджете в следующем году не превысить 3% — порог, установленный Евросоюзом, который нельзя переступать, чтобы к стране не предъявлялись особые требования.
Но есть нюанс. Бюджет верстали на основе летних прогнозов экономического роста, который тогда выглядел куда позитивней, чем сейчас, осенью. То есть государственный кошелек может и не наполниться так, как рассчитывали.
«Всегда надо сохранять определенный уровень оптимизма, иначе невозможно жить», — комментирует министр финансов Арвил Ашераденс («Новое Единство»). Сейчас он не видит необходимости пересматривать бюджетные расходы. Хотя и признает, что следующий год будет намного сложнее нынешнего: есть разные риски и бюджет составлен с критическим уровнем дефицита в 2,9%.
Банк Латвии в этом месяце существенно снизил прогноз по росту ВВП в этом году — с 1,8% до 0,6%; снижен прогноз и для следующих лет. В центробанке допускает, что трехпроцентный порог дефицита может быть превышен уже в нынешнем году.
Эти расчеты заставляют задать вопрос, насколько отвечает реальной ситуации бюджет, который сейчас рассматривают в Сейме.
«Сомнения есть всегда. Все, что связано с прогнозами, довольно сложно, и в то же время есть вера в лучшее. Как говоря, знал бы, где упасть, соломки подстелил бы», — говорит председатель фракции Союза «зеленых» и крестьян Харий Рокпленис.
Несмотря на настрой Банка Латвии, и он, и другие политики правящей коалиции сохраняют уверенность, что налоговая реформа поможет существенно расшевелить экономику. «Мы можем только гадать и надеяться, сколь большим будет эффект в первый год, но ясно, что производственным предприятиям станет легче», — уверен Рокпленис.
«У меня по-прежнему есть уверенность, что эти налоговые изменения будут тем, что даст стимул для частного потребления и поможет поддержать уровень развития», — согласен с ним глава парламентской фракции «Прогрессивных» Андрис Шуваев. В то же время его не удивило бы, если бы в первом полугодии 2025-го прогноз роста пришлось бы пересмотреть в сторону понижения.
Слабый рост экономики в первом полугодии — только одна из причин, почему снизился прогноз внутреннего валового продукта. Вторая причина — бухгалтерская. Статистики в сентябре закончили ревизию национальных счетов и пришли к выводу, что ВВП Латвии меньше, чем думали раньше. Существенно меньше — на 1,4 млрд евро.
«Надо сразу сказать, что ВВП не идеальный показатель. Но это показатель, который используется во множестве сфер как мера сравнения. Да, конечно, дефицит бюджета тоже связан с ВВП, и по Маастрихтским критериям он не должен превышать 3%. В этом смысле он оказывает влияние на способность правительства занимать средства», — говорит Интар Абражунс, директор Департамента макроэкономической статистики Центрального статистического управления.
Упомянутый перерасчет, сделанный статистиками, как и свежие прогнозы центробанка, не учтены в проекте бюджета следующего года, поскольку опубликованы недавно. Но в будущем с ними придется считаться.
Как обычно, оппозиция критикует бюджет, не скупясь. «Он похож на раздутый до предела шар. Это не отрицают ни чиновники, ни министр. Там больше нет резервов. Дефицит исчерпан настолько, насколько возможно. […] И если случится внезапное падение, эта бомба может просто взорваться», — считает депутат парламентской бюджетно-финансовой комиссии Марис Кучинскис («Объединенный список»).
Его дополняет депутат Артур Бутанс из «Национального объединения»: «При составлении бюджета возможны ошибки — необоснованно большие прогнозы и планы, как будет наполняться бюджет. Потом выходит, что общество обмануто дважды: и когда составляют бюджет, и потом, когда оказывается, что ситуация хуже, чем планировалось».
Директор департамента фискальной политики Минфина Нил Саксс признает, что нынешние прогнозы говорят о более медленном росте и, соответственно, о более низких бюджетных доходах. Но, на его взгляд, никаких санкций со стороны Еврокомиссии быть не должно, если дефицит окажется больше не из-за действий правительства.
«Если в результате более медленного роста мы превысим [порог дефицита в] 3%, то мы сможем обосновать перед Евросоюзом, мы сможем обосновать перед агентствами, которые составляют кредитные рейтинги, поскольку есть обстоятельства, которые не зависят от наших решений. Это в целом развитие экономики, и мы, как очень открытая экономика, зависим от ветров, которые дуют в мире, мы на них не можем повлиять. Но на рост расходов мы повлиять можем», — сказал Саксс.
Поэтому, считает он, нельзя еще больше увеличивать дефицит бюджета и госдолг, потому что это приведет к ухудшению кредитных рейтингов и сделает более дорогим заимствование. С нынешним дефицитом Латвия будет платить по процентным платежам за госдолг около 600 млн евро в год.