На 12-м заседании комиссии Сейма по обеспечению парламентского контроля за проектом Rail Baltica депутаты выясняли, кто является бухгалтером проекта. Кто следит за всем финансированием? Ответа на этот вопрос они так и не получили. Оказалось, проект осуществляется фрагментарно. Об этом рассказала бывшая завотделом Rail Baltica в Министерстве сообщения Олита Берзиня:
«При создании бюджета в него можно включить только те расходы, которые запланированы в этом году. У нас нет такой возможности включить в бюджет [грядущие] расходы, о которых мы знаем, но они не подтверждены финансовыми обязательствами».
На комиссии продемонстрировали фото. Как проект железнодорожной станции выглядел в 2015 году и в 2019 году. Перрон продлили вдвое – до 400 метров. Площадь помещений станции выросла почти в два раза. Оказалось, что в готовые проекты постоянно вносились изменения, что также влияло на удорожание проекта.
В RB Rail работала техническая референтная группа, которая непрерывно разрабатывала новые генеральные линии, рассказал экс-председатель правления Eiropas dzelzceļa līnijas Каспар Вингрис. Сколько раз эти генеральные линии менялись? По его словам — сотни раз. Но, по мнению председателя парламентской следственной комиссии Андриса Кулбергса, это значит, что нельзя начать строить, пока не зафиксированы технические требования:
«И мы не можем закончить проектирование, если у нас не зафиксирован окончательный объем строительства. Вы никогда не придете к выплатам, пока не станет ясно, что же мы строим.
Вы закончили работу, закончили проектирование, и к вам приходят новые технические требования — и вам надо выбросить в мусорник то, что вы делали, и начинать заново?»
Но нельзя сказать, что вносимые изменения были неправильными, поясняет Вингрис:
«Например, было повышение уровня платформ, которое было связано больше не с руководством по дизайну, а с предложением Еврокомиссии: чтобы на всей Rail Baltica от Таллина до Берлина был одинаковый уровень платформ».
Вингрис также рассказал, что были добавлены новые колеи на определённых участках, и перепроектирование заново обошлось в несколько десятков миллионов евро. Именно так бюджет будущей высокоскоростной ж/д магистрали постепенно раздувался, даже еще не доходя до физического воплощения в бетоне и металле.
Как уже сообщалось, парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что ситуацию с Rail Baltica должна изучить прокуратура — и в частности, оценить добавление к нему больших и дорогих «дополнений» без ведома Сейма.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до 5,79 млрд. В середине июня программа De facto Латвийского телевидения сообщила, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до 9,6 млрд евро, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в 6,4 миллиарда. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать 10-19 млрд евро и что реализация проекта на годы отстает от графика.