В Ропажском крае недалеко от Дрейлини компания Vides resursu centrs планирует построить завод по сжиганию мусора. По сути, речь о когенерационной станции, которая будет производить электричество и тепло, используя в качестве топлива отходы. Предполагается, что завод будет сжигать до 143 тысяч рижского мусора, снимая таким образом часть нагрузки с полигонов по хранению отходов, однако жители близлежащих микрорайонов выступают против такой инициативы, считая соседство с заводом опасным.
Член правления Vides resursu centrs Гунтар Левитс отметил, что ежегодно Латвия производит около миллиона тонн бытовых отходов, примерно половину которых захороняют не полигонах. При этом, до 2035 года Латвия, как страна Евросоюза обязана сократить долю захороняемых отходов до 10%, чтобы избежать штрафа. Единственным выходом из данной ситуации Левитс считает строительство заводов по сжиганию мусора. По его словам,
это не только решит проблему заполненности полигонов, но и поможет Латвии стать энергонезависимой.
«Сжигая планируемые 143 тысячи тонн [отходов], мы можем заместить 25% газа, который сейчас сжигается для отопления правой стороны Риги», — сказал Левитс.
Комментируя выбор локации для завода, он отметил, что это индустриальная зона, где располагаются другие заводы, а также теплостанции. Кроме того, для нового завода важная близость к большому городу (Риге) для подключения к теплосетям и облегчения логистики.
В свою очередь, член инициативной группы жителей, которые выступают против строительства завода Сергей Вачинскис подчеркнул, что завод будет находиться в непосредственной близости к жителям Дрейлини. В километровой зоне от места, где планируют построить завод, находятся не только жилые дома, но и детские сады. По словам Вачинскиса,
строительство завод негативно повлияет на престиж региона (что, в свою очередь, снизит стоимость недвижимости), а также на экологию.
Представитель общественности отметил, что шума от грузовиков, пыли и грязи избежать не получится. По его словам, на данный момент из «индустриальных» объектов в районе только складские помещения и ТЭС-2, который не только находится дальше (в трех километрах от жителей), но и сжигает газ «с нейтральным зеленым следом».
В отчет Гунтар Левитс привел пример Вены, где один из трех подобных заводов находится в центре города, прямо посреди жилых домов. При этом удается избежать специфических запахов за счет более низкого давления в помещение, благодарю чему воздух втягивается внутрь, пояснил Левитс.
«На счет звуков и так далее, на самом деле, была моделирована ситуация, как это все будет влиять на окружающую среду, и это влияние — один децибел на фоне тех звуков, которые есть. Это в принципе никакое влияние», — сказал член правления Vides resursu centrs.
Он добавил, что понимает беспокойство жителей Ропажского края, но подчеркнул, что в Европе построено больше 500 таких заводов, большинство из которых находится в городах или возле них.
Кроме того, по его словам, стандарты для таких предприятий очень высокие. Левитс также отметил, что строительство завода связано с инвестициями в окружающую инфраструктуру, в частности дорожное строительство и благоустройство 6 гектаров «деградированной» территории.
Однако, Сергей Вачинскис не верит, что новый завод не окажет негативного влияния на местных жителей.
«У всех вокруг там, кстати, много сельхоз угодий, которые выращивают открытым способом свою продукцию», — сказал он.
Говоря о заявленных «плюсах» для них, представитель общественности отметил, что обещанная дорога, по которой будут ездить грузовики с мусором не используется жителями, а якобы «деградировавшая» территория такой не является, и там «даже пасутся косули». Не впечатлил Вачинскиса и пример завода в Вене.
По его словам, во многих европейских странах такие заводы строятся в непосредственной близости к городам из-за нехватки места, в Латвии же такой проблемы нет.
Кроме того, труба венского завода намного длиннее, чем у завода, который планируют построить несмотря на то, что токсичность будет одинаковая, заметил житель Дрейлини:
«Без учета осаждения таких материалов, диоксины, фураны, хлорорганические соединения, ртуть, мышьяк, и так далее».
Гунтар Левитс ответил, что специалисты рассчитали объемы мусора, которые будут сжигаться в Ропажском крае, что повлияло и на длину трубы, и на планирование завода в целом.
В свою очередь, председатель правления общества Zaļā brīvība Янис Бризга отметил, что несмотря на большое число мусоросжигательных заводов в Европе, в целом тенденция направлена на переработку, поэтому подобные проекты уже практически не финансируются Европейскими фондами.
«Тут появляется конфликт между возможностями и интересом к переработке, например, пластмассы, и сжиганием».
Бризга отметил, что, согласно недавнему исследованию Еврокомиссии, сжигание отходов является одним из худших видов их утилизации.
«Это не только потенциальное влиянии на воздух, выбросы, но и пыль, которая остается после сжигания. Вопрос, что с ней делать? Как ее можно утилизировать».
По словам председателя правления общества Zaļā brīvība, многие страны на данный момент думают об отказе от заводов по сжиганию мусора и инвестициях в перерабатывающие предприятию.
Говоря о вреде заводов по сжиганию мусора, Бризга пояснил, что несмотря на технологический прогресс, в их работе возможны выбросы диоксидов, которые очень негативно влияют на окружающую среду. Именно поэтому необходим мониторинг воздуха в местах, где работают подобные заводы.
Сергей Вачинскис не понимает, почему Латвия продает в большом количестве более экологичные древесную щепу и гранулы за границу для отопления, а сама хочет строить заводы по сжиганию мусора.
«Почему мы не рассматриваем альтернативы, на которые переходит прогрессивная Европа, отказываясь от мусоросжигательных заводов?»
— спросил Вачинскис. Представитель Vides resursu centrs ответил, что на данный момент в Латвии для этого нет необходимых технологий.
Как писал Rus.LSM.lv, жители Дрейлини негативно отнеслись к известию, что буквально в километре от их домов планируют построить мусоросжигательный завод. Формально это — когенерационная станция по производству электричества, но в качестве топлива на нее будут привозить по 200 мусоровозов с бытовыми отходами в день. Окрестных жителей волнует, что будет с воздухом, со здоровьем людей и ценой на их недвижимость.
Кроме того, стремительно набирает обороты петиция на портале Manabalss.lv против этого проекта. Всего за пять дней была собрана почти половина от необходимого числа голосов, чтобы депутаты Сейма начали рассмотрение претензий жителей, сообщает корреспондент Rus.LSM.lv Даниил Смирнов.