Это уже второе объемное исследование гражданской позиции русскоязычного населения страны (*.pdf). Его фокус-группами стали города с самой большой долей нацменьшинств среди жителей. По данным Центрального статистического управления, в Даугавпилсе латышей насчитывается всего 21%, в Резекне — 48%, тогда как в Лиепае – 60%. Фокус-группами также стали столичные районы Болдерая и Плявниеки, где латышей соответственно 29% и 31%.
Исследователи аналитического центра Providus пришли к выводу, что русскоязычные жители Латвии испытывают большой скепсис по поводу того, могут ли они вообще повлиять на что-то в стране. Причем как на государственном, так и на муниципальном уровне. Ситуацию усугубила война в Украине и борьба с памятниками, говорит директор аналитического центра Providus Ивета Кажока:
«Например, в Лиепае мы видим, что и русскоязычные, и латыши — все местные жители говорят, что они могут повлиять на решение своего самоуправления. В то же время в Даугавпилсе и латыши, и русскоязычные жители говорят, что их политики очень циничны, и поэтому люди там не считают, что они на что-то влияют».
Если в Риге ситуация не особо изменилась, то в регионах межэтнические отношения стали более напряженными, отмечает Кажока.
«Например, в Даугавпилсе латыши говорят, что они не чувствуют себя в безопасности. Русскоязычные говорят, что в некоторых случаях не приветствуется, когда они говорят по-русски. И латыши вообще не хотели бы, чтобы они жили в Латвии. Похожие эпизоды происходят с жителями в Лиепае. Латыши в Лиепае говорят, что, наоборот, отношения улучшились. Это зависит от того, у кого спрашивать».
Исследование, которое было призвано изучить русскоязычную аудиторию, стало откровением и для латышской аудитории. Например, депутата Сейма Линду Лиепиню («Латвия на первом месте») удивило, почему так много латышей боится высказывать свое мнение свободно.
«Мы смотрим на латышскую аудиторию и на русскую. Посмотрите, что происходит! 60% латышей не боятся высказывать свое мнение. В Латвии человек может свободно и без страха высказывать свои взгляды — с чем тогда это связано, что только 60% могут это сделать? С чем это связано?»
Вопрос повис в воздухе. По мнению авторов исследования, он требует более глубокого изучения.
«Если ты голосуешь за «Новое Единство», и у тебя хорошие доходы, если ты живешь в Риге и недалеко от Риги, то у тебя нет проблем с высказыванием. Но
если ты житель регионов и что-то иное хочешь сказать про ковид, или ты русскоязычный житель, то у тебя есть опасения — а можешь ли ты разговаривать обо всех вопросах свободно без боязни репрессий».
Эксперты пришли к выводу, что уровень апатии жителей зависит не столько от национальности, сколько от уровня жизни и активности муниципальных властей в том или ином самоуправлении. Что с этим делать? Исследователи говорят, что и у латышей, и у русскоязычных должны быть широкие возможности для конструктивного диалога. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы при обсуждении общественно значимых вопросов в дискуссиях было представительство русскоязычного населения, считают в Providus. Ну а политикам с чиновникам надо почаще выезжать на окраины страны и говорить с местным населением.