Цель проекта EUCanScreen — обеспечить равный доступ к скринингу различных видов онкологических заболеваний для всех жителей Евсосоюза вне зависимости от того, где они проживают. Сейчас ситуация со скринингом в разных странах существенно различается. Лучше всего дела обстоят в северных странах. Латвия — в числе отстающих.
На данный момент у нас проводятся три оплаченных государством скрининга на онкологические заболевания — рак молочной железы, рак шейки матки и колоректальный рак.
В 2022-м году приняты новые рекомендации Евросоюза, которые предусматривают введение еще трех видов скрининга — на рак легких для курильшиков, рак предстательной железы и рак желудка.
По словам Леи, новые скрининги будут у нас вводиться постепенно, а в целом на внедрение системы качественного скрининга потребуется 10 лет.
Деньги на новую программу дает Евросоюз, но каждая страна оплачивает свою часть — 20 процентов.
По оценке экспертов, которые изучали ситуацию со скринингом в Латвии, главной нашей проблемой является отсутствие единой системы скрининга.
«До недавнего времени в Латвиии не было учреждения, которое отвечало бы за внедрение скрининга. Теперь такая организация есть — Центр профилактики и контроля заболеваний», — говорит Марцис Лея.
Конечно, важен и вопрос финансирования. «Не каждая страна имеет возможность платить абсолютно за все. Но тут важно еще и то, как именно вы расходуете средства. Иногда мы в Латвии действуем не слишком прагматично», — считает Лея.
Специально для стран Восточной Европы, которые испытывают недостаток средств, в рамках проекта EUCanScreen будет проводиться моделирование того, куда лучше вкладывать средства, чтобы добиться наибольшей эффективности — уменьшения смертности от онкологических заболеваний и продления качественной жизни для онкобольных.
В планах у Латвии — не только освоение новых методов и технологий скрининга, но и создание регионального центра обучения маммографии.
В общем, грядут системные улучшения в этой области. Однако, у нас еще много чего не хватает.
«В Латвии нет единой базы пациентов. У нас нет ни телефонов, ни электронных адресов.
Бумажные письма с приглашениями на скрининг, которые рассылают жителям Латвии по адресу их задекларированного места жительства, не всегда доходят до адресата. Кто-то живет в другом месте, кто-то вообще уехал за границу…
Наши коллеги из Словении, узнав, что такие бумажные письма в Латвии достигают примерно 20 процентов адресатов, были поражены. По их расчетам, эффективность подобной рассылки составляет не более 1 процента», — говорит эксперт.
К тому же эти письма слишком формальны, считает Лея. Информация в них должна стать более простой и наглядной — возможно, там необходимы рисунки, которые бы поясняли, как именно будет проходить процесс скрининга. Потому что до сих пор многие люди находятся в плену стереотипов и слабо представляют себе этот процесс.
Еще один насущный вопрос — на каких языках отправлять эти письма.
«Когда речь идет о здоровье, власти многих стран предпочитают говорить с населением на тех языках, которые люди используют в реальной жизни.
Скажем, в Великобритании китайский не является государственным языком, но письма с приглашением на скрининг там высылают и на китайском, и на польском… В Эстонии письма по поводу исследования на рак отправляют на трех языках — эстонском, английском и русском», — говорит Марцис Лея.