«Девочка пришла к нам из другого клуба, когда ей было 6-7 лет. И вот уже лет восемь девочку воспитываем мы. Тренируем. Киру привел папа, наш знакомый. Мы не берем просто детей из других клубов, особенно в наше время — это неколлегиально. Кто-то место жительства меняет, у кого-то ценовая политика меняется, еще что-то... Но
в наши дни, когда так мало детей занимается спортом, мы только в крайнем случае берем из чужого клуба воспитанника. Только если есть веская причина. И обсуждаем с его прежними тренерами. Очень неприятно, когда с нашими детьми так поступают, поэтому мы стараемся себя так не вести. Кира — случай особый, мы до этого хорошо знали ее папу-спортсмена. (..)
На тот момент предсказать, что Кира будет неким талантом, было бы сложно, но Кира очень способная и самостоятельная. Сейчас я бы не рискнула взять на сборы за границу семилетнего ребенка, как ее тогда», — рассказала Ковалькова.
Юная фигуристка поехала с тренерами одна, без родителей на две недели в Словакию. Настолько большое доверие она вызывала.
«Я начала кататься в три года. Не очень хорошо помню, как всё начиналось, но привели меня родители. Потом в семь лет сменила клуб, и начало еще больше нравиться кататься.
Бывало ли, что приходилось заставлять себя заниматься? Раньше бывало, но сейчас такого уже нет. Сейчас мне 14, с учебой все нормально, стараюсь успевать»,
— поделилась спортсменка.
В этом сезоне, по словам тренера, старт у Киры получился «неудачным абсолютно» в силу долгой паузы — предыдущие соревнования у нее были в феврале-марте.
«В начале сентября минусом стало то, что в Риге был свой Гран-при, и мы были там заняты подготовкой и организационными моментами, не было полноценных тренировок в ледовом холле Volvo. По полчасика мы там себе выбивали... И после рижского Гран-при была уже Острава, куда мы поехали.
Кира была готова настолько хорошо, все эти прокаты, которые мы делали перед Гран-при, охотно снимали международные журналисты и говорили — это wow! Но вот что-то у нас в этой Чехии не заладилось в короткой программе. Зато в Гданьске, это уже следующий этап, через три недели было уже 9-е место,
и даже с не лучшим прокатом всё равно десятку Кира получила, получила рейтинг. И теперь всё уже получше, получше».
Уже скоро на льду Kurbads пройдет чемпионат Латвии. Кира к нему готова, но в понедельник 25 ноября ее еще ждет Стамбул. В школе за партой сидеть реально некогда — девочка учится дистанционно.
По наблюдению Ольги Ковальковой, на фоне известий из России, что там детей 12-13 лет заставляют прыгать четверной лутц, в Европе в последние годы зримо упал уровень подготовки и взрослых, и юниоров.
«Сениорский уровень очень упал, а юниорский — первые пять-семь еще как-то так, а остальные тоже. Ну может это начало сезона, еще посмотрим. В Стамбуле поглядим. И надо ждать все эти чемпионаты мира.
Сейчас, в принципе, в мире доминирует Азия, Япония, американцы азиатского происхождения».
Преимуществом своей воспитанницы тренер называет смелость и готовность идти и пробовать новое. У нее хорошо отработаны компоненты катания, «хороший конёк», что не преминули отметить и судьи:
«И она идет смело на элементы. Даже если она с него упадет — она все равно идет смело, и не создается такого впечатления, что она сомневается, делать или не делать».
Сама Кира говорит, что спортсмену нужно находить в себе силы встать после падения на соревнованиях и продолжить выступление, даже зная, что высокой оценки он уже не получит: «Но я думаю, что этому нужно по-любому обучаться на тренировках».
«Я вам больше скажу: и когда ты упал раз, два или даже три — следующие за тобой участники ведь тоже могут упасть. У тебя всегда есть надежда, пока остальные не откатали! Недавно в Таллине на взрослых соревнованиях именно так и случилось.
Девушки, которые не давали повода подумать о себе такое, просто поразваливались на произвольной программе. Наверное, человек десять просто сорвали свою произвольную программу», — добавила Ковалькова.
Сейчас в фигурное катание приходит меньше детей, рассказала тренер. И основная часть ребят ориентирована на физическую активность в целом и получение удовольствия от нее, а не на уход в профессиональный спорт и на тяжелый труд на льду. Обычно они готовы тренироваться один раз в неделю, просто для развития. И родители отдать их в профессиональное фигурное катание тоже не мечтают.
«Речь тут даже не о финансовой стороне — фигурное катание дешевым никогда не было, но у нас в клубе очень лояльная ценовая политика, и даже при этом люди не заинтересованы.
Многие родители не хочу сказать — инфантильны или ленивы, но они не готовы по два часа сидеть и ждать своего малыша на тренировке. И очень много сейчас либерализма: ну, захочет он, будем ходить, не захочет, не будем.
А вы знаете, как с маленькими детьми бывает. Сегодня поиграл, всё хорошо, завтра кто-то в гардеробе конфетку не дал — всё, он обиделся и не пришел. Работать на тренировках тоже физически сложно. Но мы надеемся, что что-то еще изменится».