Остановить. Заморозить. Рационально пересмотреть и прокладывать основную трассу. Ни один из этих вариантов, по словам Кулбергса (представляет оппозиционный «Объединенный список»), не является безболезненным, ни один невозможен без финансовых инъекций.
«Даже остановка проекта потребует расходов. Этим я хочу сказать, что меня удивляют высказывания госпожи Силини, и удивляет безответственность правительства в этом вопросе, потому что правительство принесло в Сейм бюджет, в котором для Rail Baltica не предусмотрено ничего, кроме софинансирования [необходимого] для [получения] европейских средств», — подчеркнул депутат, прокомментировав тем самым высказывание премьер-министра Эвики Силини о том, что она не видит, как еще найти дополнительные деньги для этого проекта.
Продолжая заочную полемику с премьером, Андрис Кулбергс заявил, что Латвия — парламентская республика, и Сейм и утвердил правительство, чтобы то устраняло подобные затрудения: «Она выдвинута в качестве премьера именно чтобы заниматься этим вопросом, чтобы искать средства. (…)
Нельзя принести бюджет, игнорируя Rail Baltica. Потому что, если не заложить деньги хотя бы на консервацию [уже построенного], это может через год-два обернуться потерями в сотни миллионов.
Которые неизбежно придется покрывать из бюджета».
Он убежден: сейчас нет необходимости сокращать расходы так, как когда-то — во время финансового кризиса 2009-2010 годов — это делал Валдис Домбровскис, но найти нужные для проекта деньги не только можно, но совершенно необходимо.
По его словам, парламентская следственная комиссия, побывав на уже строящихся объектах Rail Baltica в Риге (на Центральном вокзале и в аэропорту) пришла к выводу:
только для того, чтобы проект не остановился вовсе, нужно дополнительно и срочно выделить около 80 млн евро.
А если он остановится, есть риск, что придется вернуть ЕС до миллиарда евро. Он также подчеркнул: европейское финансирование для Rail Baltica Латвия, Литва и Эстония просили вместе, и если одна страна не выполняет свою часть, риски распространяются и на других участников проекта.
Гость Латвийского радио 4 призвал премьер-министра и министра финансов отправиться на Центральный вокзал и в аэропорт и лично посмотреть, что значат изменения в реализации проекта в реальной жизни. По его словам,
парламентская комиссия, которую он возглавляет, пришла к выводу, что, например, работы на Центральном вокзале в принципе нельзя останавливать по техническим причинам.
Он упомянул стену, которая держит насыпь — она рассчитана на 2,5 года и этот срок как раз заканчивается. Опора будущего моста через Даугаву тоже не предназначена стоять «просто так» — она спроектирована как часть переправы. Или терминал в аэропорту — там уже стоят конструкции на миллионы евро. Оставлять их так на всю зиму нельзя, но и чтобы законсервировать объект нужны деньги, а их не выделили.
Андрис Кулбергс сообщил, что промежуточный доклад парламентской следственной комиссии уже готов — сегодня его должны получить все ее участники.
«В нем вы не увидите имена [ответственных], но в конечной версии вы их увидите. И это не один человек. Самая большая проблема в том, что назвать одну фамилию того, кто несет ответственность, невозможно. И это плохо. Потому что у этого проекта никогда не было ответственного.
Это первая большая проблема: у нас в Латвии не было одного ответственного за весь проект», — констатировал политик.
На реплику ведущего Андрея Хуторова о том, что за проблемы с обустройством восточной границы, как выяснило Латвийское радио, ответственными оказались лишь мелкие чиновники, А. Кулбергс пообещал: «Здесь так не будет».
«Здесь мы видим коллективную безответственность, но здесь довольно много людей высокого ранга, в том числе политиков. Хочу отметить: бездеятельность, неучастие тоже влечет ответственность»,
— сказал он.
На вопрос идет ли речь чисто о политической ответственности, собеседник «Домской площади» ответил, что парламентская комиссия — не прокуратура. «Но
у нас достаточно много доказательств, которые прокуратуре стоит очень серьезно принять во внимание.
Мы можем донести до нее свое видение и то, что мы обнаружили. Дальнейшая работа — за прокуратурой. Но я считаю, что материалов достаточно много», — заключил Андрис Кулбергс.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до 5,79 млрд. В середине июня программа De facto Латвийского телевидения сообщила, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до 9,6 млрд евро, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в 6,4 миллиарда. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать 10-19 млрд евро и что реализация проекта на годы отстает от графика.
Парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что ситуацию с Rail Baltica должна изучить прокуратура — и в частности, оценить добавление к нему больших и дорогих «дополнений» без ведома Сейма.