О создании стратегического запаса лекарств на случай «часа икс» говорится с первых дней полномасштабной войны в Украине. Семь месяцев назад дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки: тогда речь зашла о создании рабочих групп по решению этой проблемы.
«К сожалению, одними разговорами все и ограничилось. На прошлой неделе Министерство здравоохранения отчитывалось перед депутатами, и мы поняли, что в этом деле вообще нет никаких подвижек. Думаю, что этот вопрос будет тянуться и в следующем году, и реальных результатов мы в ближайшее время не увидим.
Никто даже не может сказать, какой бюджет на это выделен», — говорит Либкенс.
Причина того, что столь важное с точки зрения безопасности дело тормозится, по мнению Либкенса, очевидна — отсутствие средств, а главное — политической воли.
В этом вопросе Латвия невыгодно отличается от своих соседей. «У эстонцев эта система уже давно работает. Сейчас они уже создают резерв ветеринарных лекарств для домашнего скота. А у нас нет ничего. Хотя мы с ними начинали работать параллельно 2,5 года назад», — подчеркивает Либкенс.
Можно, конечно, рассчитывать на европейский фонд помощи — там создан специальный резерв лекарств, который может быть задействован в случае ЧП. Однако, из-за бюрократических проволочек подобная помощь может поступить слишком поздно.
«Когда в первые дни войны в Украине мы собрали помощь на несколько миллионов и хотели отправить в Украину лекарства, то бюрократия заняла полгода»,
— говорит Либкенс.