Открытый разговор

Янис Сартс: о полезных идиотах, агентах Кремля в Латвии и угрозах Путина

Открытый разговор

24 марта. Обзор актуальных событий

Сиротские суды. Не настала ли пора изменить принцип их работы?

Требуют много, платят мало, работа нервная — специалисты о сиротских судах

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

В латвийских сиротских судах мало людей, работники не успевают вникать в ситуации клиентов, и в целом лучше было бы, если бы решения, которые они принимают, делегировали бы «настоящей» судебной системе. Об этом представитель Бюро омбудсмена Лайла Гравере заявила в передаче «Открытый разговор» на Латвийском радио 4. А зампредседателя Рижского сиротского суда Инесе Эргле рассказала, с чем сталкиваются работники этой структуры.

«Сиротский суд — это учреждение самоуправления, оно не входит в судебную систему. Но при этом принимает очень важные решения по правам человека, касающиеся права на личную, на семейную жизнь, решения о том, лишать ребёнка семьи или нет, как ребёнок будет видеться, встречаться с родителями [...]. Так что сиротский суд решает важные вопросы.

По мнению омбудсмена, эту функцию стоит передать суду, чтобы тот принимал решение по таким важным вопросам. Это мог бы быть Семейный суд, или судьи, которые специализируются именно на детских и семейных делах. Так эта система стала бы лучше», — коротко объяснила Лайла Гравере, какие изменения рекомендует омбудсмен.

По ее словам, несколько лет назад была обещана большая реформа системы, но по факту на ситуацию больше повлияла территориальная реформа — просто потому, что самоуправлений стало меньше и сиротских судов, соответственно, тоже.

Она отметила, что требования к работникам сиротских судов выросли (в частностит, теперь там должен быть хотя бы один магистр права), хотя на деле качество их работы не всегда на высоте. В частности, недавно Бюро омбудсмена получило жалобу и, главное, подтверждающую ее запись о грубом отношении работника сиротского суда к клиентке.

Л. Гравере считает, что одна из проблем этих заведений — нехватка кадров, из-за которой работники оказываются перегружены, а это влияет на их работу самым непосредственным образом..

«Требования там высоки, а зарплаты не очень. При таких зарплатах и такими требованиями они не могут набрать работников даже в Риге. И это влияет на права детей.

Потому что сиротские суды, например, опаздывают с подготовкой мнений для судов. У них нет времени поговорить с людьми. А это очень важно! Ведь основная цель не в том, чтобы родителей, которые не могут разобраться со своей жизнью, направить в суд. Цель — разъяснить им, как будет лучше ребёнку, понять ситуацию, поговорить. Но

сиротский суд превратился в инстанцию, которая только решения принимает, а на разговоры с родителями, на консультации нет времени.

[...] Единственная консультация — идите в суд, там ваш спор разрешат», — рассказала она.

Индивидуально практикующий присяжный адвокат Сандра Ветра, проработавшая несколько лет в сиротских судах, отметила, что и сотрудники этих заведений страдают от отношения клиентов.

«Сейчас люди приходят в сиротский суд с мыслью, что все, буквально все виноваты: государство, работники всех инстанций. Все, кроме этих двоих, у которых проблемы. И если у них что-то меж собой не решается, они весь свой негатив выплескивают на работника сиротского суда», — заметила она.

Зампредседателя Рижского сиротского суда Инесе Эргле отметила: описанные ситуации, когда родители приходят и скандалят, вовлекая в ссору работника, характерны, когда родители вместе не живут и не могут договориться, как, живя раздельно, воспитывать ребенка.

«Но есть и и другая категория, которая у нас более заметна — семьи, которые пьянствуют, антисоциальные элементы. У них тоже есть дети. И мы должны не только сидеть в кабинетах и ждать, когда к нам придёт кто-то. Мы сами идём в семьи, смотрим, в каких условиях живут дети, говорим с родителями, говорим с детьми. И если мы видим, что ребёнку в семье плохо, мы не только имеем право, но мы должны забрать этого ребёнка, вызвать «скорую помощь» для проверки, полицию — для спокойствия в этой ситуации. Ведь

наши коллеги получают и физическую агрессию, и им лечиться потом приходится»,

— заверила она.

По ее наблюдениям, число ситуаций, когда детей приходится изымать из семьи, с годами особо не меняется.

«Всё время думаю, что должно же что-то в лучшую сторону идти — всё-таки мы в Европе, разные перемены к лучшему в стране происходят. Но по статистике число семей, где детям объективно плохо, заметно не меняется», — признала она, сообщив, что в прошлом году Рижский сиротский суд приостановил родительские права у 205 человек

Ранее Государственная инспекция по защите прав детей (VBTAI), к которой теперь относятся сиротские суды, констатировала, что из-за административно-территориальной реформы эти учреждения завалены работой и многие с ней уже не справляются.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное