«Меня зовут Юлия. Я вместе с мужем и тремя детьми оказалась в Даугавпилсе 17 марта 2022 года», — говорит героиня сюжета.
Семья решила уехать из Украины в первый же день войны.
«Начали летать вертолёты над городом… А у нас дети маленькие. Сын уехал на турнир во Львов. Решили в шесть вечера выезжать. Поехать, каких-то три дня где-то побытьто, а потом вернуться обратно. Но, увы, не получилось», — вспоминает она.
На трассе была сплошная пробка. Вместо шести часов ехали 18. Надо было добраться до небольшой дачи, которую предоставляли кумовья. Планировали там пересидеть. Старший сын Юлии занимается футболом — по спортивной программе появилась возможность выехать в Латвию всей семье.
Первые три недели войны, до самого отъезда в Латвию все находились в состоянии неопределённости.
«Три недели мы сидели и не знали, что [делать].
Родители на связь не выходили. Они сидели в оккупации. Когда 8 марта пришла смска от родителей с текстом «Мы живы», это был для нас самый наилучший подарок за всю жизнь. В тот момент уже некуда было возвращаться: дом цел, но в оккупации.
И ракеты, «кинжалы» — всё летало», — делится Юлия.
Приехав в Латвию, первые полтора года семья жила в общежитии — в лагере Dzintariņš, где летом у воспитанников спортшколы Даугавпилса обычно проходят летние сборы. Юлия с теплом вспоминает это время. Но, когда лагерь стал заселяться в общежитие, выбора не было — надо было искать новое жилье.
«Друг помог со съемом квартиры, и вот уже полтора года, как мы здесь. Муж то на одной работе, то на второй», — говорит собеседница Латвийского радио.
Юлия ездила в Украину на несколько дней, но возвращаться пока не готова: «Услышала шум ракеты — я с ребёнком летела в погреб босиком. Мы уехали эти вертолёты летали, когда приехали… Для меня это был стресс. Я две недели не могла отойти. У меня давление 170 на 110 лупило — в мои-то 36 лет! Для меня стресс. Для других, наверное, это норма — они знают, куда и когда уйти, между какими стенами встать».
Юлия благодарна Латвии, что семье помогли, и здесь она смогла прийти в себя, наладить быт и жить дальше.
Сейчас она занимается детьми — отвозит и забирает из школы, водит по кружкам, на прогулки. Мальчишкам 8, 10 и 16 лет.
Сложнее всего было старшему. Когда семья бежала, он был в девятом классе, сейчас уже в 11-м выпускном — образование получал в украинской школе удалённо.
«Мелкие — это второй и пятый класс. Тяжело им. Пятый класс — вообще очень тяжело», — признается женщина.
Младшему (он и в первый класс пошел здесь) немного полегче. По словам матери, отношение учителей — отличное, все входят в положение.
Помимо школы все сыновья занимаются футболом.
«Средний — вратарь, мелкий идёт в нападение. Занимаются. А там посмотрим, что будет. Старшего пригласили в ФК "Рига”, сейчас он подписал контракт, живет там. Поэтому ближайшие три года мы никуда не поедем», — прогнозирует Юлия.