Аист спокойно гуляет по двору, велосипед не пристёгнут. Это бывший авиационный городок возле Лиепайского аэропорта — Цимдениеки. Люди здесь чувствуют себя в безопасности. Отсюда пятилетняя девочка отправилась одна в Лиепаю. Местные говорят, видели её одну без присмотра и раньше.
«Я видела, как очень маленькая девочка из одной стороны в другую ходила по дороге», — подтвердила одна из соседок Ирина Граузите.
На прошлой неделе девочка в шортах, футболке, зимней шапке и с маминой сумкой в руках около половины шестого утра вышла из квартиры, пошла к остановке, села на автобус Лиепайского автобусного парка и уехала в город.
Точно так же семь лет назад произошло с другим пятилетним лиепайским ребёнком — Иваном Берладиным. Он так же сел на автобус, вышел в неизвестном месте и замёрз в лесу.
Жители поселка , встреченные на остановке, рассказывают, что тут всегда много пассажиров. Ребёнка должны были заметить ещё в Цимдениеки, уверена Ария:
«Уже по одежде могли понять, что что-то не так. Да и водитель должен был заметить».
«После того, как девочку нашли, ночью опять дети плакали...» — добавила Юдите Антонова. По наблюдениям односельчан, в той семье кричали на детей, ругались нецензурно.
Девочку нашли на одной из самых оживлённых магистралей Лиепаи.
В полиции подчеркивают, что ответственность лежит исключительно на матери. Отец в тот день был на работе, и девочка осталась под её присмотром. Ребёнка нашли целым и невредимым. Уголовная ответственность возникла бы, если бы ребёнок пострадал или умер, говорит начальник Курземского регионального управления Госполиции Индулис Блигзна:
«Если бы кто-то не оказал помощь человеку, которому она остро необходима, и в результате наступили бы тяжелые последствия или смерть. В этой ситуации, к счастью, этого не произошло. Так что больше никто к ответственности призван не будет».
Но ведь шофёр автобуса должен был заметить, что ребёнок один?
«Определённо. Но юридически наказать за это мы не можем. А моральная ответственность ложится на каждого человека».
Администрация Лиепайского автобусного парка от интервью отказывается. В письменном комментарии говорят, что ребёнок сел в автобус уверенно, вместе со взрослыми. Водитель подумал, что они его родители.
Как наказать мать, предстоит решить административной комиссии Южнокурземского района. Полиция направила сюда протокол об административном правонарушении. Это может вылиться в предупреждение или в штраф.
Однако уже сейчас кажется, что семье нужна помощь в воспитании детей, подчёркивает председатель местного сиротского суда. Ответственные органы не считают, что родителей нужно лишать прав на воспитание, говорит председатель Южнокурземского сиротского суда Эгита Мазуре-Маго:
«С семьёй проводим работу. В таких случаях мы сотрудничаем, оказываем услуги, помощь. Сейчас тенденция, что дети должны находиться в своей семье. Делаем всё, чтобы помочь этим родителям».
Но полиция напоминает: о пропавших детях следует сообщать немедленно! В этом случае, когда в восемь утра мама поняла, что девочка пропала, ей тоже следовало сразу же звонить в полицию. Смерть маленького Ивана изменила скорость реакции общества и тем более — полиции на сообщения о пропавших детях, говорит Индулис Блигзна.
«У нас есть и дрон, и много других возможностей, которые мы можем использовать, чтобы не терять время и найти ребёнка».
Каждый из нас тоже, встретив в общественном месте ребёнка без присмотра, может спросить — что случилось, где твои мама и папа? Один не заданный малышу вопрос может стоить жизни.
Как писал Rus.LSM.lv, 5 июля в Государственную полицию поступила информация о пятилетней девочке, которую видели на улице Лиепаи без сопровождения взрослых. Позже выяснилось, что девочка рано утром покинула свой дом в Цимдениеки и отправилась на автобусе в Лиепаю. Обнаружив исчезновение дочери, мать не сообщила об этом в правоохранительные органы.
Исчезновение и смерть маленького лиепайчанина Вани Берладина 7 лет назад вызвала широкие дискуссии о том, что равнодушие любого взрослого может стоить жизни еще одному заблудившемуся ребенку. Как ранее писал Rus.LSM.lv, пятилетний Иван Берладин в июле 2017 года вышел из своего дома на ул. Павилостас в Лиепае и пропал. Спустя десять дней, 11 июля, тело Вани было найдено в лесном массиве поселка Дубени Гробиньского края. Экспертиза установила, что ребенок умер от общего переохлаждения организма в результате воздействия низких температур. Выяснилось, что ребенок ушел субботним утром из дому, гулял сам по себе, катался на общественном транспорте, а потом перепутал автобусы, заехал в глушь, заблудился в лесу и погиб там от переохлаждения. Мать Вани приговорили к принудительным работам.