До 2050 года Латвия должна реновировать и утеплить весь старый жилой фонд, таково требование Директивы ЕС об энергоэффективности, за которую проголосовали и латвийские евродепутаты. Насколько реализуема эта амбициозная идея?
«Задача непростая, и, возможно, нам придется тут принимать нестандартные решения. Ведь если все делать такими темпами, как это происходит сейчас, то на реализацию этого проекта потребуется в три раза больше времени», — говорит эксперт.
Пошедшие трещинами стены, упавшие балконы… Есть ли смысл реновировать дома старой советской постройки? «Дома, построенные в советское время, сыграли [в развитии страны] очень важную роль. Но прошло время, их уже давно надо было реновировать.
Некоторые считают, что часть таких домов теперь нужно сносить. Но все упирается в деньги — я не знаю, хватит ли нам на это средств. Нужно смотреть по ситуации. На мой взгляд, важно и реновировать старые дома, и строить новые».
По мнению Нормунда Аудзиша, дальнейшее развитие столицы должно происходить вдоль железной дороги.
«Центр Риги сейчас становится довольно пустым, и мы должны искать новые места для строительства жилых массивов. Важно, чтобы это происходило рядом с железной дорогой, поскольку поезд — самый быстрый, дешевый и экологичный вид транспорта.
В Риге очень хорошая ситуация с железной дорогой: от центра расходятся в разные стороны, как лучи, пять линий, и это своего рода хребет транспортной системы. Именно в этих направлениях и надо строить новое жилье»,
— считает эксперт.
С 1 ноября вступают в силу поправки к закону «О квартирной собственности». Они предусматривают возможность по существенным для дома вопросам принимать решения даже в том случае, если часть жителей не будет участвовать в решении этих вопросов. Если до сих пор для какого-либо решения нужно было собрать 50 процентов плюс одну подпись, то теперь, как ожидается, бюрократия сократится, и активное меньшинство жильцов станет большинством.
Нормунд Аудзиш считает, что эта норма должна существенно изменить ситуацию:
«Бывает, что дом вот-вот рухнет, а жильцы не могут собраться на собрание. Обычно всегда есть 10-20 процентов инициативных жильцов, которых действительно волнует ситуация и которые готовы что-то делать. Остальные просто не приходят.
Новый закон немножко взбудоражит людей — возможно, кому-то не понравится, что за него принимают решения, и он сам решит поучаствовать в этом процессе», — считает эксперт.