Будут представлены и результаты опроса более чем 500 юристов, оценивших проделанную работу по борьбе с отмывкой нелегально полученных средств. Полученные данные — лучше, чем в обществе в целом, пояснил Пастарс: юристы высоко оценили результаты реформы финансовой отрасли, а уровень их доверия к латвийским судам близок к 80%. Деятельность Службы финансовой разведки также оценена юристами очень высоко, хотя в прошлом отдельные специалисты и критиковали некоторые ее решения.
«Мы ожидали более критических результатов, но полученные — очень хорошие. В то же время они дают пищу для размышлений, по какому случаю мы подготовили также буклет с анализом юристов — как каждый из них оценивает истории удач и промахов [реформы в отрасли]. Это поможет как практикующим специалистам, так и нам даст оглянуться и посмотреть, что проделано, что мы сделали не столь хорошо и что следует улучшить», — сказал юрист.
В обществе в целом, возможно, царит больше скепсиса касательно улучшений в финансовой системе, прозвучало в передаче Rīta panorāma. Но, по словам Пастарса, профессионалы лучше способны понять, что значит для государства репутация. Проблемы латвийской финансовой системы всегда сказывались на репутации страны — и часть иностранных партнеров, возможно, из-за этого отказывались от сотрудничества, допускает он. Пришлось эту репутацию восстанавливать.
«Это были “антибиотики”, нужные, чтобы вылечить болезнь, и вот она вылечена. Конечно, остались побочные эффекты после этой болезни, с которыми правительство пытается справиться. (..)
Если посмотреть в контексте войны в Украине, то если бы мы этот портфель нерезидентов в 53%, который был у банков, не упорядочили, то, думаю, с началом войны мы оказались бы в совершенно другой ситуации. Нам пришлось бы принять те же меры, только быстрее и, возможно, болезненнее».
Негативными «побочками» реформы стали проблемы самих латвийских и европейских резидентов с открытием счетов в банках и огромная бюрократия. Но эти практические вопросы сейчас решаются, отметил специалист.
Новшества коснулись не только коммерческих банков, подчеркнул Пастарс. Они затронули и адвокатов, нотариусов, бухгалтеров, и важно, что эти люди осведомлены о борьбе с легализацией незаконно полученных средств и умеют бороться с отмывкой теневых капиталов. Их легализация — другой вред для общества, не тот, что от самой коррупции и преступности, говорит адвокат:
«Если легализацию не останавливают, не идет борьба с ней, то этот вред обществу в целом удваивается. Потому что в действительности нелегальные денежные потоки повышают цены, создают риски для репутации [инвестиционной среды в стране], так что таким образом мы предотвращаем и ущерб для экономики».
Самый ощутимый выигрыш от реформ финансовой сферы — то, что Латвия на международной арене больше не рассматривается как государство, одобряющее грязные деньги, пояснил он.