Полный выпуск смотрите здесь
Петерис Муйжниекс, старший сержант 2-го батальона бригады механизированной пехоты Национальных вооруженных сил, признался, что его призвали в армию в начале 2000-х, хотя он вовсе не горел желанием служить. Однако, начал, и новая жизнь затянула. «Я никогда в жизни не хотел служить в армии. Не знаю, был ли я против армии, но когда получил повестку, испытал шок, который нужно было преодолеть. Но я попал в армию и до сих пор здесь нахожусь», — поделился он.
«В батальоне 164 человека. Я никогда ни к кому не подхожу и не спрашиваю: ты доброволец или ты был призван? Потому что считаю, что мы относимся ко всем совершенно одинаково. Конечно, есть парни, которые на вопрос, хотят ли они здесь находиться, отвечают «нет». Конечно, есть такое. Но служат и они верны этой стране.
Я часто говорю с молодёжью. Молодые люди часто не знают, чем они хотят заниматься, особенно после средней школы. Очень много таких. И 11 месяцев — прийти отслужить, узнать новую жизнь — это очень интересно», — заверил гость передачи.
Другой участник эфира, Валдис Войнс, комментируя возвращение к практике военного призыва, констатировал: «Ну, такая сложилась ситуация. У нас не хватало ресурса, чтобы увеличить свои мощности [для обороноспособности]».
Он заметил, что ряд других стран ЕС тоже делает нечто подобное — выборочный призыв, призыв по лотерее и др.
«Потому что все понимают:
ресурс живой силы должен быть адекватным. Грубо говоря, чтобы кто-то ехал на [бронетранспортере] Patria, надо обучить человека.
Поэтому возвращение к призыву — это реальность нынешней ситуации. Может быть, не исключаю, что через сколько-то лет ситуация нормализуется и будут уже только те, кто хочет конкретно. Так что я не вижу здесь ничего трагического», — заключил В. Войнс.
На вопрос, есть ли у Латвии сейчас враги, он ответил, что скорее правильнее говорить об угрозах, а угрозы есть для большинства стран мира: какие-то более явные, какие-то менее.
«Мы должны их учитывать. […] Мы для этого оборону свою укрепляем — в последнее время делаем это стабильно и активно. Думаю, что у нас очень хороший прогресс и успехи в этой сфере, хотя, конечно, надо сделать еще очень много. […] И сегодня, 11 ноября, мы вспоминаем тех, кто сумел устоять против хорошо вооружённой организованный военной группировки [Павла Бермондта], не пустить ее на правый берег Даугавы. Они смогли. И это очень хороший пример для всех нас, для уверенности, что мы тоже сможем [если появится угроза]» — сказал В. Войнс.