Как жаль, что в Риге нет водного транспорта. Записки туристки

Путешествия — любимый вид досуга Зане Энини и источник вдохновения, она делится своими впечатлениями и в блоге, и в книгах. Путешествуя уже 12 лет по разным странам и континентам, Зане подмечает, что из чужого опыта мы в Латвии могли бы перенять, а в чем мы, напротив, ушли далеко вперед, сообщает Radio Naba.

Латвия — чистый, зеленый край

Нередко доводится слышать от иностранцев, насколько Рига и Латвия красивая, чистая и зеленая. Зане побывала более чем в 80 странах и говорит — да, по приезде из путешествия домой всё правда кажется очень чистым. Хотя Латвии предстоит сделать еще очень многое в плане сортировки и утилизации отходов, наша страна действительно чистая по сравнению со множеством других.

«Есть такие регионы мира, например, Азия и часть Южной Америки, где, к сожалению, это заметное загрязнение окружающей среды очень, очень выражено».

Ситуации, когда идешь по улице, и тебе в лицо ветром приносит пластиковый пакет, случаются и в Европе, и в Северной Америке, говорит Зане. Но таких огромных свалок в виде бескрайних полей, как в Азии (и это преимущественно пластик), у нас, к счастью, нет. А там копятся груды пластиковых пакетов, бутылок, одноразовых приборов и посуды, зубных щеток — чего угодно. В азиатских странах широко и повсеместно используют пластиковые мешки, даже чтобы налить кофе с собой — но население мало заботит, что потом с этим мешком делать, и он летит в мусорку, а то и в кусты.

«Он швырнул — и не видит в этом вообще никакой проблемы! Это мне кажется ужасным. Я пыталась с людьми об этом говорить — и со злостью, и мирно, но они толком не понимают».

В мире есть и другие страны, где выходишь из самолета, и вокруг восхитительная чистота. Например, Сингапур, говорит Зане Эниня. Ни тебе конфетной обертки под ногами, ни окурка. Однако порой в природе может присутствовать загрязнение, невидимое глазу:

«Помню, мы со спутником бредем по какой-то горной тропе, я собрала и съела несколько диких ягод. Через какое-то время он мне показывает табличку, и там написано: здесь когда-то было промышленное производство, поэтому в почве — тяжелые металлы, и ничего произрастающего здесь не рекомендуется употреблять в пищу.

Конечно, от пары ягод ничего страшного не будет, но факт есть факт — с виду эта местность может выглядеть чрезвычайно чистой и красивой, но земля загрязнена. И вопрос еще, за сколько времени она восстановится — и восстановится ли вообще».

Промышленное загрязнение в Канаде
Промышленное загрязнение в Канаде

Если говорить именно о городской среде, то тут, по словам Энини, «качество воздуха — тема огромная». Жители Латвии мало на себе ощущают загрязнение воздуха — ну, выхлопные газы в центре городов, может быть, еще пыль из Сахары, которую донесло до нас ветром из Африки. Но в мировых мегаполисах, таких как Пекин, Шанхай, Сеул, путешественник действительно может понять, что такое смог. За грязной взвесью в воздухе не видно голубого неба в солнечный день.

«В Сеуле телебашня почти каждый день была другого цвета. Я спросила, почему, и мне ответили: это чтобы люди знали, есть ли смысл вообще приезжать, чтобы посмотреть с этой телебашни на город. В зависимости от степени загрязнения воздуха она бывает разных цветов. Когда я была там, мне сказали — нет, можем наверх не ехать, мы город не увидим. Так что это огромная проблема», — сказала Зане. 

Было место, которое Зане удивило — один из сюрпризов произошел в США. «Мы все вроде бы знаем, что такое нефть, какое это топливо, но мы по-прежнему являемся страной, которая потребляет, а не производит это топливо. Однажды я проезжала мимо промзоны, где происходит производство топлива, и увидела заводские комплексы протяженностью несколько километров.

Ты просто едешь, а они не заканчиваются. Это невероятно трудно вообразить, и для меня это было довольно большим шоком. Я понимаю огромный размах этой нефтеиндустрии. Это было удивительно и немного пугающе».

В сравнении с другими, Рига суперразвитая

Во время поездок Зане насмотрелась на самые разные виды транспорта, в том числе общественного. Она называет себя фанаткой общественного транспорта и в каждой стране обращает внимание на то, как он там устроен.

«Где бы и ни бывала, я обычно стараюсь выбирать те транспортные средства, на которых ездят местные. И обычно это экономически обоснованно, а кроме того, дает ощущение местного колорита. Общественный транспорт в большинстве стран есть везде, только с тем, как понять, каким образом перемещаться — по-разному.

Кстати, Рига в этом смысле суперразвитая! Мы можем посмотреть разные мобильные приложения, у нас есть расписание автобусов. А еще есть Сеул, Южная Корея — где ты сидишь на автобусной остановке на обогреваемой скамейке и смотришь онлайн, через сколько минут будет твой автобус».

По словам Зане, в мире есть места, где можно очень легко ориентироваться, например, используя Google-карты: введите пункт назначения, и вам все точно покажут. А есть страны или места, где нужно просто разговаривать с людьми, потому что других вариантов нет. Единственным признаком остановки является скопление нескольких человек где-нибудь на обочине улицы — и то все делятся соображениями, а будет ли автобус, когда он будет, куда он пойдет и так далее.

«Далее идут страны — в качестве самого яркого примера хотелось бы отметить США — где люди очень любят личный транспорт. Я была удивлена и рассержена одновременно. Несколько лет назад в Майами я думала что совершу небольшое путешествие на круизном лайнере. Я спросила, какой общественный транспорт ходит в порт — большой порт, из которого отправляется огромное количество судов! — и мне сказали, что такого транспорта нет.

Я взяла чемодан и несколько часов просто шла по трассе, потому что решила — нет, такси я брать не буду принципиально. Я уйду пешком. И пошла. Как может существовать такой огромный транспортный центр без общественного транспорта! В США много замечательного: системы, люди, национальные парки, но общественный транспорт — не самая сильная сторона страны».

Есть в мире и места, где просто невозможно проехать на авто — например, горная дорога где-нибудь в Южной Америке. «Я часто рассказываю историю, как мы с попутчиком заблудились в перуанских джунглях. Мы оказались в деревне, откуда до ближайшей дороги нужно добираться три часа. Так что либо идите пешком, либо езжайте верхом, но машин там нет».

Разумеется, они со спутником пошли пешком, сказала Зане.

В ряде стран есть места, где великолепно используется велосипедный транспорт. Первым на ум приходит Копенгаген. В этом городе автомобили — не приоритет, и люди много гуляют, ездят на велосипедах или каких-то других небольших транспортных средствах. Помимо велосипедной инфраструктуры, Риге стоило бы подумать о речном транспорте, отметила путешественника. Город разделяет пополам река Даугава — но кроме мостов, нет другой переправы с берега на берег. Но когда мы смотрим на старые фотографии, то видим, что какой-то водный транспорт, на котором можно поехать, например, в Юрмалу, на реке присутствует, прозвучало в передаче.

«Мне очень жаль, что в Риге, мы не можем поехать, например, в Болдераю с билетом на общественный транспорт за пару евро. Из-за ситуации в Латвии мне всегда казалось, что водный транспорт — нечто дорогое и эксклюзивное.

Например, в Брисбене (Австралия) есть проездной билет, который действует как на автобус, так и на паром. В Индонезии люди, так же как мы, когда идем на автовокзал и садимся на автобус, например, до Лиепаи — они так же доходят до паромного терминала, покупают билет и за несколько евро едут, скажем, на остров в четырех часах езды, и это не что-то эксклюзивное. Это очень привычный способ перемещения, и мне это кажется красивым. Я хотела бы, чтобы мы тоже могли пересекать так Даугаву».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное