Рассуждая о привлекательности Латгалии для инвесторов, Андрис Куцинс заметил, что инвесторов в первую очередь интересует доступность ресурсов (скажем, если речь о деревообработке, есть ли поставщики, способные обеспечить нужный объем сырья) и рабочая сила.
«Речь не идёт даже о том, сколько это будет стоить, речь идёт о том, чтобы нужная компетенция шла вместе с рабочей силой сразу. То есть
условно мы завод откроем через полтора года — будет ли у нас, например, 150 работников по таким-то специальностям? Надо сказать, что вот этот второй вопрос у нас даже зависал чаще, если мы говорим об иностранных инвесторах»,
— отметил собеседник «Открытого разговора».
Другой участник передачи, Том Андерсонс, гендиректор компании Nexis Fibers и член совета регионального отделения Латвийской торгово-промышленной палаты, подтвердил: «Для инвестиций нужна рабочая сила. Это ключевой фактор для любой экономической деятельности. Да, в Даугавпилсе, в Латгалии есть потенциал, но для этого потенциала нужны люди, потому что без людей ничего не произойдёт. И не просто люди, а профессионалы, специалисты, которые могут произвести продукт с высокой добавленной стоимостью. И тут вопрос образования специалистов: специалисты с каким образованием производятся не только в Даугавпилсе, но и в Латвии в целом».
На вопрос, почему вообще предприниматели говорят о дефиците рабочей силы, если в регионе высокая безработица (зарегистрированная безработица в Латгалии в августе 2024-го составляла 10,5%, в то время как в среднем по стране 5,3%), Андрис Куцинс ответил:
«Наш регион существенно отличается от других возрастной структурой населения. У нас люди старше».
(По данным Центрального статистического управления, средний возраст по Латвии в начале 2024-го составлял 43,1 года, по Латгалии — 45,5, доля пожилых здесь несколько выше, чем по стране в целом).
«Если мы берём во внимание, что львиная доля безработицы в Латгалии связана всё-таки с регионами подальше от Даугавпилса и Резекне, если мы берём Латгалию… Человек, может, и чисто физически уже не в состоянии эти 8 часов отработать на тяжёлой работе, для которой у него всегда хватит квалификации — например, в лесу или на стройке», — пояснил А. Куцинс.
Также он допустил, что иногда людям хватает того дохода, который они получают в виде пособий.
«Ну и многие всё-таки присматривают за престарелыми людьми, и они тоже физически не могут на целый день куда-то уйти, потому что вместо них никто не придёт, чтобы ухаживать за пожилым человеком.
Такая категория тоже есть», — добавил гость ЛР-4.
Том Андерсонс подтвердил тезис насчет возраста: «У нас на предприятии средний возраст рабочего — выше 40 лет. Это можно видеть по продуктивности и выдержке при выполнении физической работы».
Также он, приехавший в Латгалию из Курземе, отметил особенный менталитет местных рабочих: по его словам, здесь люди сложнее принимают перемены в процессах и процедурах — в том числе таких, которые влияют на выработку, качество и добавленную стоимость.
При этом, заверил глава предприятия, неправда, что все дело в низких зарплатах, потому что зачастую они вовсе не низкие.
«Я могу сравнить регион Риги, регион Лиепаи и регион Даугавпилса. В Даугавпилсе некоторые компании, в том числе наша, платят зарплаты выше среднего уровня по Латвии.
Даже если сравнивать с хорошими датскими компаниями, которые работают в Курземе, наши зарплаты в Даугавпилсе выше», — сказал Т. Андерсонс.