Убытки пошли на сотни миллионов, не знаем, поможет ли Брюссель — крестьяне

Черная полоса для латвийского сельского хозяйства затянулась: начавшись с роста цен на удобрение и на все, что связано с энергией в прошлом году, в нынешнем она продолжилась очень поздними и сильными заморозками, а потом и полноценной засухой. В результате пострадали практически все основных сегменты отрасли, а общие убытки уже идут на сотни миллионов евро, сказал передаче «Подробности» на Латвийском радио 4 член правления «Крестьянского сейма» Мартиньш Тронс.

Полный выпуск смотрите здесь

«Ситуация в сельской отрасли очень сложная. Всё началось, может, год назад, когда началась война в Украине», — обозначил начальную точку нынешнего кризиса М. Тронс.

Он напомнил, что тогда взлетели цены на газ, на дизтопливо, но также на удобрения, которые в ЕС перестали завозить из РФ и Беларуси, которые до сих пор были очень крупными и важными поставщиками такой продукции. В результате, по его словам, удобрения подорожали не только в Латвии и Европе, но во всем мире. Так что себестоимость производства зерна и молока очень выросла. При этом закупочная цена на молоко полгода назад резко снизилась, что стало проблемой для многих хозяйств.

На этом беды латвийского фермера не закончились. Нынешней весной его настиг новый удар — майские заморозки.

«Думаю, в этом году урожай фруктов будет на 50% меньше. Или еще хуже.

Таких заморозков у нас в Латвии в мае , мне кажется, не было 50-60 лет», — прогнозировал гость «Подробностей».

По его словам, сейчас как раз идет обследование хозяйств и в течение недели-двух масштаб бедствия станет ясен. И скорее всего он будет велик, так как очень пострадали ягоды, яблони, груши и другие культуры.

«Последнее же, что случилось, это большая засуха, которая очень влияет на урожай зерна, на урожай фруктов, овощей и даже на травы. Сейчас мы видим, что урожай [кормовой] травы на 30-50% ниже, чем в прошлом году за конкретный период. И конечно, уже многие волнуются, хватит ли корма для скота зимой», — продолжил М. Тронс.

Некоторые крестьяне уже думают, не пустить ли на корм овес или рожь, которые изначально предназначались для получения зерна, заверил он.

«Засуха очень влияет и на то, как развивается рапс и зерновые культуры. На данный момент все выглядит так, что

если в течение следующей недели не будет дождя, то, думаю, зерна мы в этом году соберём, может, на 30% меньше.

Это, конечно, негативно повлияет на экономические аспекты сельского хозяйства […], это также негативно повлияет на экспорт, на порты и так далее», — сообщил представитель «Крестьянского сейма».

Собеседник ЛР-4 сообщил, что на следующей неделе, возможно, будут новости о европейской поддержке латвийского молочного сектора, а Министерство земледелия уже пишет письмо Еврокомиссии о вариантах помощи всей отрасли из-за засухи.

«Мы знаем, что испанские, итальянские фермеры уже писали Еврокомиссии такое письмо, мы знаем что у Еврокомиссии есть деньги на такие ситуации и хотели бы, чтобы она помогла и нам», — сказал он.

На вопрос о страховании полей он заметил, что спрос на такие полисы в этом году снизился из-за уменьшения субсидии для этих целей, но даже среди тех, кто ими пользуется, от засухи страховались немногие.

«На данный момент можно сказать, что 80% латвийский территории уже в критическом положении — можно сказать, что там уже началась большая засуха.

Но только 15% фермеров, которые покупают полисы, покупают такие, где предусмотрен риск засухи. [...] Я думаю, что в следующем году интерес к страхованию будет побольше», — предположил он.

Наконец, для многих в отрасли стало проблемой повышение базовой ставки Европейского центробанка, так как по кредитам приходится платить больше.

«Это тоже ужасно. Потому что, думаю, что у каждого фермера есть какой-то кредит, лизинг. Они платят за землю, за постройки, за технику — это тоже конечно очень влияет на себестоимость продукции и на платежеспособность», — констатировал М. Тронс.

На кого же сейчас надеются фермеры? На себя, на Бога, на дождь и, возможно, на Еврокомиссию, ответил член правления «Крестьянского сейма».

«Но никто не может обещать какую-то помощь. Несколько миллионов евро не решат ситуацию во всем сельском хозяйств. Потому что, в принципе,

потери, о которых мы сейчас говорим, составляют где-то 300 млн евро. Я не знаю, сможет ли Еврокомиссия нам настолько помочь»,

— заключил гость передачи.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное