- Видеозапись интервью доступна здесь.
Сейчас армия РФ использует для атак на гражданские объекты (по которым бьет прицельно, уже не маскируясь) баллистические ракеты комплексов С-300 и С-400, переделанные под класс «земля-земля».
«Для того, чтобы атаковать основные города — Харьков, Краматорск, Днепр, Запорожье. Дальше они используют ствольную артиллерию, чтобы каждую ночь атаковать город Херсон. Там на другом берегу реки расположены их батареи ствольной артиллерии, и они просто по центру города бьют. Дальше они используют тактическую авиацию, чтобы подлетать к границе Сумской, Черниговской и Харьковской областей и использовать управляемые авиационные бомбы, так называемые «фабы», чтобы уничтожать инфраструктуру этих населенных пунктов. Ну, и крылатые ракеты — либо гиперзвуковые, либо X101, которыми они периодически атакуют уже города на далеком расстоянии, используя стратегическую авиацию. И иранские дроны, безусловно, с севера, из Брянской области отправляют по Киеву, по югу — Одессе, Николаеву...
Так вот: что касается запасов, авиабомб у них много! Есть определенный снарядный голод, нехватка снарядов тяжелых калибров, но тем не менее, интенсивность обстрелов большая.
Запас ракет С-300 у них — несколько тысяч, а вот что касается классически крылатых ракет, которыми они всю зиму атаковали Украину, прежде всего нашу энергетическую и гражданскую инфраструктуру, то есть уже явный, осязаемый дефицит. «Искандеров», «иксов» 101-х и 555-х, есть нехватка «калибров» (которые являются ракетами морского базирования)», — рассказал Михаил Подоляк.
Несмотря на сложную обстановку, эта война не продлится десятилетия (для этого недостаточно потенциала), хотя налицо желание России превратить ее в затяжной конфликт, подчеркнул он. По оценке украинской стороны, пройдена точка невозврата:
невозможно сесть за стол переговоров с РФ, позволив Кремлю «сделать вид, будто при таком объеме убийств мирного населения и военных преступлений, при таком объеме демонстративного, манифестационного нарушения международного права со стороны РФ война может где-то посередине закончиться».
Для «правильного финала войны», по словам Подоляка, необходим, во-первых, определенный объем оружия в распоряжении Украины. И во-вторых, нужно прекратить жить иллюзиями, будто переговорный процесс можно запустить в любой момент:
«Переговоры невозможны до момента, пока не произойдет политической трансформации в России, пока на смену этой элите не начнет приходить другая элита. Вот тогда, возможно, когда Россия начнет осознавать содеянное и выводить свои войска с территории Украины — если она сможет это сделать, с учетом нарастающих наступательных возможностей ВСУ, — то, соответственно, тогда переговорный процесс станет возможен».
Сейчас таких шансов нет, говорит Михаил Подоляк. Украинской армии нужно иметь возможность продолжить сражаться:
«Решительных действий мы бы ожидали от всех союзников! Ускорения передачи нам дополнительных ресурсов, которые сейчас еще только обсуждаются в рамках переговорного процесса. Во-первых, это основные дальнобойные ракеты, позволяющие уходить на дальность 200 и больше км — бесусловно, чтобы уничтожить стратегические склады России, находящиеся на оккупированной территории. Это очень важно, потому что резко обрушит боеспособность российской войсковой группировки.
Вторая составляющая — это авиация. Несомненно, нам нужно все-таки дозакрыть небо! Мы имеем стационарные системы ПВО, которые действительно эффективно решают многие задачи, закрывают — но тем не менее, Россия использует тактику, когда, например, самолеты подлетают близко к нашим границам и выпускают управляемые авиабомбы. Чтобы уничтожить стратегическую авиацию России — нужны соответствующие силы, те же F-16.
Что же касается объемов поставок, то масштабность этой войны и протяженность фронта в 1800 км диктует другие подходы к количественному снабжению армии. Несомненно, всего нужно больше! Россия сегодня концентрирует на украинском фронте всё, что находит у себя везде — снимает с дежурств на других направлениях, перебрасывает с Дальнего Востока полностью, с Кавказа, всё перебрасывает на территорию Украины».
К фронту стаскивается, по оценке Подоляка, всё, что было Россией расконсервировано, в том числе много бронетехники забрано из Беларуси.
«Понятно, что нам тоже нужно больше! Нет такого предела, при котором можно сегодня сказать: да, этого достаточно. При такой интенсивности войны Россия идет ва-банк, и нам безусловно необходим паритетный объем вооружения. У нас сегодня есть дефициты по нескольким направлениям.
Ствольная артиллерия нужна, обычная, калибром 155 мм. Есть дефицит снарядов крупных калибров — 155, 152, 122 мм. (..) Это главный дефицит, который не позволяет эффективно, ускоренно отрабатывать российские ресурсные возможности в контрбатарейной работе.
Бесполотников нужно намного больше, и нужны комплектующие для них, которые позволят ускорить собственное производство. Ведь это война дронов, в этом нет сомнения. Россия при помощи того же Ирана применяет множество дронов. Конечно, объем всего этого хотелось бы увеличить — и конечно, наши партнеры это понимают и ищут логистические решения».
Советник главы Офиса президента Украины убежден, что эффективные наступательные действия ВСУ уже в этом году позволят деэскалировать войну.