В Латвии сейчас работают около 200 социальных предприятий, на которых трудятся люди с ограниченными возможностям. Или же это компании, которые с помощью бизнес-инструментов решают какую-то экологическую или социальную проблему. Например, трудоустраивают заключенных. На этой неделе в Ригу приехала украинская делегация, с которой латвийский агрегатор социальных предприятий поделился опытом, рассказала Диана Лапкис, руководитель общества New Door Latvia.
«В рамках этого проекта мы помогаем нашим украинским партнерам создать новую программу, улучшить какие-то их инструменты. Были и вебинары, где наши предприятия делились с украинскими коллегами опытом латвийских социальных предпринимателей по цифровизации».
Из-за последствий почти трех лет войны Украина остро нуждается в трудоустройстве пострадавших от боевых действий людей из различных социальных групп. Социальное предприятие — это способ улучшить качество их жизни, предоставляя работу и поддерживая полноценное участие в жизни общества, говорит Анна Гулевская-Черныш, председатель правления общественной организации Silab Ukraine:
«Ветераны, участники боевых действий — на сегодняшний день их зарегистрировано 1 млн человек. Но социологи ожидают, что через несколько лет со своими семьями их будет 5 миллионов человек. Очень сильно растет инвалидность в стране: только за первые 12 месяцев вторжения у нас появилось новых 300 тысяч инвалидов.
И у нас на сотни тысяч инвалидов больше появляется ежегодно. Буквально на днях прилетела российская ракета в институт связи. 250 раненых, у которых двойная, тройная ампутация — это новые люди с инвалидностью, которые нуждаются в социализации, интеграции и в обучении новому образу жизни.
На сегодняшний день у нас насчитывается 5 миллионов официально внутренне перемещенных лиц — это люди, которые потеряли дома, землю, все имущество и должны с нуля начинать работу. Поэтому социальные предприятия активно направляют свою работу именно на помощь этим людям».
По словам Анны Гулевской-Черныш, Украине сейчас необходимо создавать оборудование, среду, которые помогут людям с ограниченными возможностями полноценно жить в городе.
«Создаются предприятия, которые начинают изготавливать продукцию для людей с инвалидностью. Потому что нам сегодня нужно оборудовать санатории, больницы, квартиры устройствами, которые облегчат жизнь и качество жизни людям с инвалидностью. Их быт и их самостоятельное проживание. Появляется много центров, которые занимаются физической и психологической реабилитацией. Психологи говорят, что сейчас в Украине каждый второй имеет ПТСР. Тот постоянный стресс, в котором мы живем — он отражается на психическом здоровье», — говорит глава общества.
Наибольшее число пострадавших от войны — это мужчины. Они выпадают из привычного социума, и их место занимают женщины, добавила Гулевская-Черныш.
«Меняется вовлеченность женщин в разные профессии. В Киеве мэрия сделала первый курс для женщин — машинисток метро. До этого это была исключительно мужская профессия. С весны также было несколько курсов для женщин-дальнобойщиц. Теперь это становится женской профессией, потому что мужчины не могут выезжать за границу. Женщины учатся работать на комбайнах, на тяжелой технике. В супермаркет зайдёшь — на погрузчиках женщины работают! Роль и обязанности женщин сильно расширяются».
По словам главы украинской делегации Анны Гулевской-Черныш, сейчас из-за войны спрос на создание социальных предприятий у нее на родине очень большой.
«Если до начала военных действий на нашу стандартную инкубационную программу для начинающих соцпредприятий подавалось от 80 до 100 заявок, то сегодня количество заявок растет до 300».