Подрядчику, строившему забор на границе, государство всё ещё должно

У Латвии есть основания гордиться тем, что она сделала для укрепления границы с Россией и Беларусью. Уже в следующем году планируется ввести в эксплуатацию весь участок на границе с Россией. Однако для этого необходимо расторгнуть обязательства с дорожно-строительной компанией Igate, построившей первые 100 км забора и инфраструктуры для патрульно-постовой службы вдоль границы, но сорвавшей сроки. Разбирательства затянулись, построенное несколько лет назад еще не принято в эксплуатацию, но местами уже заросло и износилось, сообщает Латвийское телевидение в передаче De facto.

Строительство восточной границы началось десять лет назад. Граница между Латвией и Россией — длиной 283,6 км. В 2015 году заключен договор со строительным подрядчиком Igate, и за четыре года тот построил 99 км забора вдоль границы с Россией, а также пешеходные мосты, водостоки, мосты и дорожки из щепы для патрулирования. За то, что было сделано, государство заплатило 17 миллионов евро, но до полного завершения работ придержало еще неполный миллион. А они полностью остановились в начале сентября 2019 года, когда были арестованы руководитель строительства, а также сотрудники Госпогранохраны и компании Igate. За это время уголовное дело дошло до суда. Но что предпринять с незавершенным контрактом и уже построенным объемом, МВД долго не могло решить.

«Причина этого — отсутствие участников строительного процесса, ведь и стройнадзор, и авторский надзор в этом процессе в 2019 году уже не участвовали. А сдача объекта в эксплуатацию возможна только и единственно при наличии всех участников строительного процесса. Были приняты меры, чтобы обеспечить присутствие этих участников», — сообщил госсекретарь МВД Дмитрий Трофимов.  

Летом 2023 года проектом обустройства границы с Россией было поручено управлять компании Valsts nekustamie īpašumi (VNĪ). Найдя несколько строительных подрядчиков и даже Вооруженные силы, VNĪ обещает к концу 2024 года построить большую часть забора, оставив для следующего года только самые сложные участки, менее 30 км.

Однако это также означает, что быстро приближается момент, когда наконец необходимо решить, что делать с построенной Igate инфраструктурой и как принять ее в эксплуатацию. В декабре прошлого года были приняты даже специальные поправки к закону.

«Этим законопроектом определено право государства в одностороннем порядке отказаться от обязательств, взятых им на себя в связи с обустройством пограничной инфраструктуры, невыполнение которых угрожает или может поставить под угрозу нерушимость государственной границы и интересы госбезопасности», — заявил перед голосованием на заседании Сейма 14 декабря 2023 года председатель комиссии Сейма по внутренним делам и обороне Раймонд Бергманис (Объединенный список, ОС).

В центре уголовного дела Igate — соответствие работ, выполненных на границе Латвии и России подрядчиком, требованиям клиента. Речь о недостаточном диаметре прутьев в заборе, о решениях для мостов и водопропускных проток, а также о строительстве троп из древесной щепы вместо деревянных мостков.

Хотя уже с декабря у государства есть право в одностороннем порядке расторгнуть контракт, это все еще не сделано. По крайней мере, VNĪ начало переговоры о возможном мировом соглашении. Председатель правления VNĪ Ренар Гришкевич поясняет, что причин — несколько:

«Одна из них — успеть построить забор в существующие сроки, установленные правительством. И второе — мы обязательно также оцениваем экономически наиболее рациональный и выгодный вариант, который, по нашим расчетам, будет осуществимым, если продолжать устранять имеющиеся дефекты с предыдущим подрядчиком, Igate.

Следовательно, это два важных фактора, которые учитываются. Если анализировать возможное расторжение контракта, то это один из сценариев, но это — не приоритетный сценарий. Такой вариант определенно существует, если мы не придем к общему знаменателю с Igate».

Теперь VNI надеется найти решение в течение месяца. Но чтобы договориться, надо будет определить, что в свое время было сделано, что за это время износилось, а что — не сделано. Первый аудит уже был после событий сентября 2019 года. «Да, немедленно после этих событий был заказан аудит, чтобы в тот момент, заботясь, как бы не пришлось завершать процесс своими силами, привлечь к участию Госагентство снабжения».

МВД не расторгло контракт. Почему? Из сказанного чиновниками можно сделать вывод, что у них не хватило компетентности и знаний, как это осуществить. Желание это сделать, впрочем, было.

«Если мы доходим до декабря — значит, это очевидно связано с сопротивлением Igate, и был принят закон. Потому что в то время, когда я уже был министром внутренних дел, это происходило в такой нормальной атмосфере — происходит оценка, и все участвовали. Конечно, никто из нас не встречался ни с Igate, ни с кем-либо другим, и не слушал. Все они были экспертами», — говорит бывший министр внутренних дел Марис Кучинскис (ОС).
 
Теперь часть инфраструктуры вдоль границы заросла травой, но в остальном она активно используется. Начальник Государственной погранохраны Гунтис Пуятс говорит, что границу необходимо защищать, и нужно инфраструктуру использовать:

«Соответственно, конечно, раз с точки зрения строительства процесс начат — процесс необходимо завершить. Если построено соответствующим образом — то вводим в эксплуатацию, устранив какие-то недостатки. Если абсолютно несоответствующим — то, возможно, это следует демонтировать, снести».

В отчете Госконтроля за 2020 год было указано, что время разложения построенных дорожек из щепы — от трех до пяти лет. В Valsts nekustamie īpašumi начата повторная проверка, она еще не завершена. «Да, сейчас мы еще оцениваем фактическую ситуацию в природе, что построено или не построено», — говорит Ренар Гришкевич.

Представители Igate на интервью не согласились. В письменных ответах компания указывает, что уже с 2019 года хотела и была готова сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы сдать построенное в эксплуатацию: «С того момента, как в результате разработки новых правовых актов ответственность за строительство инфраструктуры на государственной границе была передана VAS Valsts nekustamie ipašumi, организованы рабочие группы, и в их рамках проведено несколько совещаний с целью найти правовое решение по сдаче построенной инфраструктуры в эксплуатацию. К сожалению, до сих пор не достигнуто соглашение по этому вопросу».  

В уголовном деле о нарушениях при обустройстве границы руководителю строительства Валерию Блусу, руководителю Igate Марису Пейлансу и руководителю проекта Каспару Мацансу предъявлены обвинения в мошенничестве, а сотрудникам Погранохраны Улдису Земмеру и Йоланте Кикуте — в злоупотреблении служебным положением. Пейланса и Мацанса также обвиняют в даче взятки должностному лицу, а Кикуте — в получении взятки.

Курземский районный суд назначил срок рассмотрения уголовного дела до конца следующего года, надеясь к этому времени завершить судопроизводство. В последнее время заседания несколько раз откладывались из-за болезни Блуса — он находится в больнице и не может подключиться к слушаниям даже удаленно. Прокуратура подала ко взысканию 10 млн евро убытков — по всем позициям, где объем и качество фактически построенного не отвечали условиям договора.  

В МВД считают, что и готовый забор, какой уж есть, тоже можно использовать для охраны границы — только его необходимо дополнить камерами, датчиками и решениями искусственного интеллекта.

«Так что фактически в этом году планируется завершить забор на суше, на всей границе с Российской Федерацией — с небольшим участком во влажных зонах, он будет готов к октябрю следующего года. Тогда мы говорим о том, что этот элемент — то, чем мы действительно можем гордиться в регионе.

Потому что если мы сравним нынешнюю практику в Польше, Литве, Эстонии и Финляндии, то она сильно различается. Если финны только планируют эти действия, то эстонцам тоже предстоит ряд различных судебных разбирательств, но и граница у них гораздо короче. В Литве построили очень хороший забор, который мы берем за образец, но создание инфраструктуры патрулирования оставили на потом», — подчеркивает госсекретарь МВД Трофимов.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное