Для украинцев свобода важнее удобств — посол Анатолий Куцевол

Украинцы не желают обменивать свою свободу на отопление и электричество, поэтому готовы и будущей зимой терпеть возможные трудности, вызванные полномасштабной войной, которую развязывает Россия. Они готовы сражаться за победу до последнего, заявил в интервью Латвийскому радио Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Латвии Анатолий Куцевол.

— Полномасштабная война РФ против Украины длится уже третий год. Труднее ли теперь убедить союзников помогать Украине?

— Не секрет, что все зависит от настроений в обществах отдельных стран, а также от периода выборов там, но общая готовность партнеров помочь не ослабла. Недавний мирный саммит в Швейцарии тоже показал, что главные партнеры, которые поддерживали нас с начала войны, все еще с нами. Многие страны осознали, что это война с глобальными последствиями, и всем нужно быть к ней готовыми.

Например, в Германии, одной из самых влиятельных стран Европы, происходит смена мышления, и в ее стратегических документах идентифицируются новые враги государства. Это означает, что им необходимо укрепить свою военную и оборонную промышленность.

Очень обнадеживает, что все больше стран-партнеров снимают наложенные на нас запреты на использование поставляемого ими оружия для ударов по территории России. Мы видим, что это помогает. Украина только что получила свои первые истребители F-16. Нам потребовалось более двух лет, чтобы получить их, но мы рады, что это наконец произошло.

Мы становимся страной, отвечающей стандартам НАТО, быстрее любой страны-кандидата в истории альянса. Это хорошо. И все партнеры — в выигрыше от этого огромного опыта на поле боя, который поможет всем союзникам.

Украинские военные, в том числе приехавшие на реабилитацию в Латвию, могут делиться своим опытом. Если вы хотите узнать, как действовать на войне и каковы трудности в реальных боевых условиях — можете спросить людей, прошедших через это. Такой опыт вы не можете получить с помощью видеоигр — к сожалению, вам придется побывать на войне и испытать это.

— На Ближнем Востоке сохраняется вероятность более масштабной войны. Снизило ли происходящее там внимание союзников к войне в Украине?

— Я уверен, что люди, которые анализировали ситуацию с момента начала полномасштабного вторжения в Украину, вскоре поняли, что Украиной дело не ограничится, поэтому они нас поддержали. Все понимают, что мировая война будет означать применение ядерного оружия — поэтому все страны работают, чтобы не допустить ее.

И я знаю, что есть много хороших людей, которые понимают последствия, и наши коллеги в Китае тоже. Хорошо, что у нас есть диалог, потому что мы не можем не вовлечь в него страну, которая производит большую часть мировых товаров и является одной из экономических держав. Самое важное, китайцы хорошо осознают последствия, если они позволят разразиться такой глобальной войне.

— Ситуация на фронте неблагоприятна для Украины, и пока нет никаких признаков того, что ВСУ удастся совершить какой-либо существенный прорыв в ближайшем будущем. Нет ли риска, что в украинском обществе может вырасти поддержка мнения о необходимости сесть за стол переговоров с агрессором?

— Проводятся опросы населения, и их результаты неоднозначны. К сожалению, война — это реальность, и всем следует это понимать. С одной стороны, население осознает, что необходимо сделать все, чтобы предотвратить дальнейшие разрушения и гибель сограждан. Они хотят, чтобы будущие поколения жили в мире. Но в то же время у них есть свежие воспоминания о соседях, друзьях и близких, которые были убиты или ранены, чьи жизни разрушены. Эти люди хотят мирных переговоров, но в то же время они хотят справедливости. Но возможно ли это сейчас?

Украинцы готовы сражаться до победного конца, готовы и говорить об условиях прекращения войны. Но они не готовы отдавать наши территории. Почему семья, которая вынуждена была покинуть родное село на юге Украины, должна с этим смириться? Тут речь о правах человека.

Общее настроение украинского общества таково: нужен мир, нужны мирные переговоры. Наш президент представил мирный план и выразил готовность поговорить с партнерами о его реализации. И мы считаем, что для возвращения наших международно признанных территорий можно использовать и дипломатические инструменты, а не только военные средства.

На недавно прошедшем фестивале Lampa состоялось обсуждение реестра ущерба, нанесенного Украине, и было констатировано несколько проблем. Если речь о зданиях, то здесь все просто. Но что насчет людей и их жизни? Из-за войны они потеряли всё, уже два с половиной года у них нет доходов. Эти потери можно подсчитать — но кто даст гарантию, что им всё возместят? Да, речь об использовании замороженных российских активов и других активов, но это тоже нужно обсуждать за столом переговоров.

Мы также не можем допустить ситуации, чтобы после достижения мира у одной части украинского населения, проживающей в районах, менее пострадавших от войны, было всё хорошо, а у всех тех, кто был вынужден покинуть Украину, ничего не было. Ведь они спросят с нас и со всего международного сообщества — что дальше, кто заплатит за наши потери? После Второй мировой было проще, потому что международное сообщество условилось, что проигравшие в войне страны обязаны выплатить репарации всем людям, чьи жизни разрушены.

И одновременно нам нельзя забывать о военных преступлениях, совершённых РФ в Украине.

— Близится новый отопительный сезон. Удастся ли к его началу Украине восстановить разрушенную Россией энергоинфраструктуру?

— Вместе с нашими партнерами мы тяжело трудимся над созданием системы централизованного энергоснабжения. Мы занимаемся этим с 2022 года. Так что централизованные системы тепло- и энергоснабжения — это одна из важных вещей. И мы строим необходимую систему защиты для всех энергетических компаний и сетей.

Сможем ли мы всё восстановить к отопительному сезону? Я сомневаюсь, ведь Украина по территории одна из самых больших стран Европы. Но следует отметить, украинцы привыкли к различным трудностям и сумели к ним успешно приспособиться. Это и есть ответ на вопрос, будет ли Украина готова к зиме.

Если люди более двух лет боролись с различными проблемами и привыкли, что у них может не быть отопления, воды и электричества, разве они так просто откажутся от всего, потому что кто-то в России вообразил, будто отопление — это что-то очень важное для украинцев? Не думаю.

Конечно, это важно, но если спросить людей, готовы ли они променять свою свободу на отопление и электричество — я уверен, что никто не выберет отопление и электричество.

— Правительство Украины планирует повышение налогов, чтобы обеспечить нужды армии. Насколько плоха финансовая ситуация в Украине?

— Надо сказать, ситуация из года в год аналогична. Мы разрабатываем проект госбюджета и слушаем устные обещания партнеров о том, насколько большими могут быть финансовые займы, но самое сложное всегда — добиться, чтобы кредиты поступили на банковские счета, потому что бюрократия отнимает довольно много времени. И это независимо от того, Евросоюз ли это, Всемирный банк или другие партнеры. Это всегда связано с бюрократией.

В теперешних условиях легче договориться с партнерами о выделении средств, чтобы мы могли покрыть дефицит бюджета, выплатить пенсии и обеспечить выживание страны. Противоположным образом обстоит дело с получением средств на производство и закупку оружия. Однако мы рады, что наши партнеры выполняют свои обязательства.

Недавно мы получили средства от ЕС, США и Всемирного банка. Однако и издержки очень велики, потому что война — это очень дорого.

Украина способна возвращать полученные кредиты. Мы — большая страна, у нас огромный сельскохозяйственный потенциал, и все видят, что мир зависит от экспорта нашего зерна и другой выращенной продукции. Мы еще можем продавать электроэнергию, и у нас также есть большой промышленный сектор.

В то же время правительство должно что-то делать, если у нас нет доходов. Это значит, что нам нужно говорить с общественностью, объяснять, что наш долг — заботиться об армии и военных, потому что от их успеха будет зависеть успех всех нас. Мы также обсудим налоги и их использование. Не то чтобы кто-то собирался покупать дорогие автомобили на эти налоговые деньги — или что мы собираемся увеличить расходы на госуправление. Нет, я могу четко ответить, что эти деньги пойдут на покрытие военных расходов.

— Через несколько дней завершится Олимпиада в Париже. К четвергу украинские спортсмены выиграли 8 медалей. Что означают для украинского народа успехи спортсменов во время войны?

— Это огромный успех наших спортсменов, мы очень гордимся тем, что они сделали. Люди с удовольствием видят, как спортсмены жертвуют собой в этих непростых условиях, когда сложно было подготовиться к соревнованиям, чтобы показать публике, что они конкурентоспособны и хотят побеждать. В то время, когда нашим солдатам приходится нелегко на фронте, и доверие населения падает, необходим какой-то источник вдохновения. Наши спортсмены сейчас — такой источник вдохновения для украинских воинов и всей нации.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное