Церпс подчеркнул, что решение не продлевать государственную поддержку для получателей ипотеки, введенную год назад в связи с резко возросшими процентными ставками, — не новость. Этот срок был заложен в самом законе.
Саму идею поддержки государством ипотечных заемщиков Церпс оценивает критически. «Прошлогодние процентные ставки не были уникальными — в этом можно убедиться, посмотрев историю процентных ставок в Европе за последние 20 лет. И с этим нужно было считаться. Фундаментальная
проблема заключается в том, что государство предоставило помощь, которая была не нужна. Да, кто-то из заемщиков, возможно, в ней нуждался, но ее предоставили фактически всем, без оценки их реальных нужд»,
— сказал Церпс, подчеркнув, что это его личное мнение.
Он подчеркнул, что в этом году рост кредитов в Латвии составил 4 процента, что на фоне практически не растущей экономики — довольно много. «Кредитование — зеркало экономики, и нужно делать все, чтобы оно происходило быстрее и легче. Определенный риск для роста кредитования могут составлять дополнительные налоги банковской системы, которые собираются ввести в Латвии, в частности, так называемый налог на солидарность. Эта инициатива может негативно повлиять на рост кредитования».
Оценивая нынешний уровень развития латвийской экономики, Церпс выделяет два основных момента:
«У нас сильная, хорошо капитализированная банковская система, которая может поддержать рост экономики Латвии, и довольно слабый рынок капитала».
Правда, сейчас идут дискуссии о возможной приватизации некоторых государственных предприятий, и, если это случится, то рынок акций и облигаций существенно оживится.
Что касается главной задачи Латвии в контексте ее геополитического положения, то сейчас, по мнению Церпса, нужно думать не про «мост на Восток», а глубже интегрироваться в европейские финансовые рынки.
Говоря о влиянии победы Дональда Трампа на экономику Европы и Латвии, Церпс предположил, что это влияние мы почувствуем опосредованно.
«Сейчас главный вопрос, который беспокоит всех торговых партнеров США, — это торговые войны.
Наши прямые торговые отношения с США не столь велики, но надо считаться со вторичным эффектом, который мы можем почувствовать от повышения тарифов по отношению к Китаю и другим странам. Политика протекционизма, с которой победил в выборах Трамп, может сильно повлиять на экономический рост в мире, но как именно это будет выражаться на практике, пока прогнозировать трудно», — говорит эксперт.