Строящийся Rakstu māja (Дом письменности) будет крупнейшей из новостроек Латвийского университета. Договор на его возведение заключен 4 года назад с полным обществом капитала RERE BMV, которое объединяет три компании RERE grupa — RERE Būve, RERE Meistari и RERE Vide (сейчас последнее носит название Apex building).
В понедельник днем на стройке тихо, работают около 15 человек. Большинство кроют крышу. Чтобы это начали делать, университет сам провел переговоры с субподрядчиками, гарантируя, что оплатит их работу. То же самое происходило и раньше с привлечением строителей основных конструкций здания.
«Самая большая проблема в том, что царит взаимное недоверие внутри отрасли. Есть генподрядчик, и когда субподрядчик генподрядчику не доверяет, то, скорее всего, тратится очень много времени и ресурсов, чтобы условиться, каким образом этому субподрядчику будет гарантировано, что ему заплатят за проделанную работу», — сказал De facto проректор ЛУ по развитию Энно Энце.
В отношении одной компании из трех участников RERE BMV сейчас ведется процесс неплатежеспособности (это бывшая RERE Vide, ныне APEX Building), у другого— RERE Būve — накопились долги по налогам, и в СГД назначены графики их погашения.
Стоимость строительства Rakstu māja выросла с 34 729 925 до 47 800 000 евро. Издержки скорректированы с учетом спровоцированной войной инфляции. Но часть удорожания, по словам совладельца, члена правления RERE grupa и члена правления RERE Meistari Дидзиса Путниньша, переложена государством на плечи подрядчика.
«Конечно, субподрядчики себя намного комфортнее чувствуют, если университет гарантирует, что им заплатят напрямую. Но все платежи происходят всем — мы рассчитываемся со всеми субподрядчиками», — сказал Путниньш.
Здание Rakstu māja должно было открыться еще в прошлом году. Но и надежды сдать объекты в эксплуатацию хотя бы в этом году оказались напрасны. Например, в один из месяцев работ было выполнено всего на 55 тысяч евро. Пока выполнено примерно 35% запланированного. Тут уж университету поневоле приходится брать дело в свои руки, поясняет Энце.
Последняя договоренность со строителями предусматривает, что здание должно быть закончено к следующему лету. Этой осенью должен быть завершен фасад и выполнено утепление.
«Более разумный сценарий — нам больше концентрироваться на более тесном сотрудничестве с субподрядчиками. Мы так можем выиграть время, потому что иначе у нас остановятся почти все строительные работы на зиму. Это очень, очень плохо для постройки, если у нее не весь периметр покрыт и не протянуто тепло», — говорит Энце.
Чтобы получить полное представление о том, что происходит с этим объектом, ЛУ заказал аудит на соответствие сделанного условиям договора.
МВД в сентябре расторгло договор с RERE Būve, не дождавшись, чтобы подрядчик сдал в обозримые сроки два пожарных депо. По поводу этих объектов государству еще предстоит судиться со строителями.
Проблемы со сроками работ у компаний RERE grupa имеются и в рижском аэропорту, и в Цесисской государственной гимназии, и в Терветском природном парке, где строители обязались сделать площадку и обзорную вышку, прозвучало в передаче.