Специальный репортаж: Латвия спивается. Что делать?

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

5 декабря прошлого года у каждого британца появился повод погордиться страной. Таблоид Daily Mail сообщил, что Великобритания больше не «пьяная столица Европы». В списке самых пьющих государств, по статистике Организации экономического развития и сотрудничества, Соединенное Королевство фигурирует в середине, на 18-м месте. А вот вторая часть заголовка таблоида сообщает, кто на первом месте — Латвия.

Уровень потребления спиртного в любой стране определяют в пересчете на абсолютный алкоголь (чистый спирт, 99,4-99,1%). Ещё 10 лет назад среднестатистический латвиец в год в виде пива, вина, водки и коньяка выпивал три трёхлитровых банки спирта. За десять лет к ним прибавилась ещё одна трёхлитровка и ещё стопка: 12,1 литра. Мы вообще единственные, кто перевалил за отметку в 12 литров. Это всё равно что каждый рабочий день выпивать по рюмке чистого спирта. Э это действительно чрезмерно много, говорит резидент Латвийской ассоциации психиатров Марис Таубе:

«Это абсолютный алкоголь — это 24 бутылки водки в год! Я думаю, что это много. Это можно разделить на пиво, коктейли... Это очень большие показатели. Если мы считаем, что не все люди пьют, но по статистике мужчины, женщины, старики, молодые — все пьют по паре бутылок водки в месяц. Значит, [поскольку есть и непьющие, и дети тоже в статистике] у нас есть люди, которые очень серьёзно выпивают».

О том, что алкоголизм стал проблемой для Латвии, наркологи говорят давно. В Министерстве здравоохранения даже подсчитали, что

за один только год прямой ущерб от последствий употребления алкоголя превысил 56 миллионов евро — в эту сумму вошли расходы на лечение, ущерб от аварий, травм, самоубийств.

За последние годы Минздрав подготовил уже два стратегических плана по борьбе с алкоголем. Это «План действий по снижению потребления алкогольных напитков и ограничения алкоголизма на 2020-2022 годы», а также «План по улучшению профилактических мероприятий и услуг здравоохранения в сфере снижения распространения использования алкогольных напитков и наркотических веществ на 2023-2025 годы».

И вот 21 марта 2023 года Кабинет министров принимает поправки к закону «Об обороте алкогольных напитков». Этот документ Министерство здравоохранения готовило больше двух лет. И обсуждение его в правительстве заняло больше двух часов. Жаркие и долгие выдались дебаты. Даже премьера вывели из терпения:

«Есть вопрос — так ли мы должны проводить своё время? Или просто сказать — поддерживаем, или не поддерживаем. И продвигаем ли мы законопроект в Сейм. Без дальнейших дискуссий», — сказал Кришьянис Кариньш («Новое Единство»).

В итоге в Сейм отправили пакет законопроектов, в котором — вот такой рецепт борьбы с пьянством:

  • Запрет на рекламу скидок на алкоголь
  • Запрет на маркетинговые акции, побуждающие покупать больше
  • Запрет проносить и употреблять алкогольные напитки в игровых залах у автоматов
  • Запрет на алкоголь в маленькой пластмассовой таре
  • На бутылках появятся предупреждения о вреде алкоголя, а также его состав и калорийность

Такие поправки вышли после двухлетней работы Минздрава. И за эти же два года в законе об обороте алкогольных напитков появились и другие поправки. Их 3 декабря 2020 года принял 13-й Сейм, открыв новую нишу для торговцев — теперь продавать алкоголь можно и при помощи Интернета. Можно зайти к любому крупному торговцу на сайт — выбрать раздел напитки. И вот тебе, пожалуйста — пиво, вино, сидры, водка, ром, виски, коньяк — всё, что на полках, то и на сайте.

В декабре 2020-го за поправки к закону проголосовали 86 депутатов. Единогласно. Тогда политики говорили, что это поможет торговцам в условиях пандемии Covid-19. Но вот пандемия кончилась — а поправки остались.

«Это очень странные вещи. Это совсем неправильно. Именно в пандемию мы видим очень серьёзные заболевания, видим, что люди лечились алкоголем — и так уже плохо, ещё лечатся»,

— резюмирует психиатр Марис Таубе.

Тем временем Литва пошла совсем другим путём. Ещё 10 лет назад наши соседи были в топе самых пьющих европейских стран. Здесь один житель в год выпивал больше 15 литров чистого алкоголя — даже больше, чем сейчас выпиваем мы. Литовцы приняли на вооружение так называемую стратегию Best Buy. Это опробованные и проверенные рекомендации Всемирной организации здравоохранения по уменьшению зависимостей. Если коротко — снизить доступность и популярность алкоголя.

Рецепт от пьянства у литовцев вышел таким:

  • полный запрет на рекламу алкоголя, включая рекламные щиты, телевидение, радио, прессу и интернет
  • увеличение с 18 до 20 лет минимального возраста приобретения алкоголя
  • сокращение времени продажи алкоголя в магазинах. В Литве его можно продавать с 10 утра и до 8 вечера с понедельника по субботу, а в воскресенье — 10 до 15 часов. Исключение — бары.

Для того, чтобы оценить влияние мер, Минздрав Литвы до 2025 года будет проводить исследование. Но уже сейчас, по официальной статистике, потребление алкоголя в Литве падает. И Латвия по этому показателю Литву уже благополучно обошла. Теперь мы пьём больше.

В латвийском Минздраве с опытом Литвы знакомы и признают его успешным. И даже больше — сами предлагали возраст покупателя повысить, а время продажи снизить. Но получили такой отпор, что предложения отозвали, говорит Элена Звиедре, старший эксперт Министерства здравоохранения:

«Мы не почувствовали настоящей политической поддержки, чтобы осуществить много мероприятий. Нам важно добиться договорённости со связанными отраслями. Потому что алкоголь— это такой межотраслевой вопрос. Потому что здесь затрагиваются и интересы общественного здоровья, и экономические интересы.

Вместе с этим нам нужно предотвратить возможность появления острых дискуссий и проблемных вопросов в Кабинете министров. Чтобы наши законопроекты не отвергли уже в самом начале — в Кабинете министров. Поэтому мы пытаемся найти по возможности больше компромиссов».

Но даже такой осторожный и компромиссный вариант прошёл через Кабинет министров с очень большим скрипом. Резкой критике его подвергла министр экономики Илзе Индриксоне (Национальное объединение).

«Решение, которое дошло до Кабинета министров, очень жалкое! Я думаю, что этот законопроект не достигнет цели. Хотя единственное возражение, которое выдвинуло Министерство экономики, состояло в том, что эту цель вообще нужно определить в показателях. Чего тоже не сделано.

У нас есть какой-то законопроект, как все говорят — маленький шаг куда-то. Одобрив этот законопроект, мы сделаем две вещи. Первое: позволим Сейму работать. Что неплохо. Второе: депутаты будут в недоумении — как мы могли настолько слабый законопроект принести».

Позиция министра, к слову, совпадает и с претензиями к поправкам Латвийской ассоциации алкогольной отрасли. Она объединяет крупнейших торговцев и производителей страны. Вот таким был диалог Rus.LSM.lv с исполнительным директором ассоциации Давислм Витолсом:

«Самое главное, что мы хотим от этих правил, чтобы там был какой-то отчёт, как эти ограничения работают, что улучшилось, что ухудшилось.

— Кто в правительстве ваш самый большой друг? Какое министерство вас поддерживает больше всего?

— Не знаю, кто друг, но мы писали письмо в министерства земледелия, министерства экономики, министерства финансов и здравоохранения».

Пьяная езда — это абсолютное табу для водителя. С конца прошлого года в Латвии конфискуют автомобили у сильно выпивших водителей. Только 19 марта, в воскресенье, за один выходной день в Латвии конфисковали 10 машин. В среднем каждый день по 4 водителя лишаются своих машин или выплачивают полную стоимость машины. И, как говорят в полиции, это лишь вершина айсберга. Машины хранятся на складе полиции.

Если уж существует такая большая проблема для общества — что с ней делать? Ну, например, не продавать алкоголь на заправках? А пока он там продается.

Депутат Сейма, член комиссии по социальным и трудовым делам Лига Козловска (СЗК) призывает присмотреться к финансовым рычагам:

«Акцизный налог нужно поднимать, чтобы повысилась цена алкоголя. Должно быть намного больше запретов на рекламу. Очень возможно, что алкоголь можно будет купить только в специализированных магазинах. На мой взгляд, ни табак, ни алкоголь не должны быть доступны на заправках. Потому что то, что мы видим в повседневной жизни — просто нечто».

Лига Козловская — член комиссии Сейма по социальным и трудовым делам. А ещё — председатель Ассоциации сельских семейных врачей. Работает в регионах. Видит обстановку на местах. Поэтому выступает с максимально жёсткими предложениями:

«У нас в стране уже катастрофа, край, у нас кризис со здоровьем народа! Если мы хотим поднимать народное хозяйство и укреплять, то это будет некому делать. Некому».

Только вот рассматривать алкогольные поправки будет не Комиссия по социальным и трудовым делам. К слову, Минздрав хотел бы, чтобы поправки пошли именно в эту комиссию. Но по заведённой ранее традиции алкогольным вопросом в Сейме занимается Комиссия по народохозяйственной, аграрной, региональной политике. Именно она меняла закон в 2020 году. А в этой комиссии, как говорится, не всё так однозначно.

«Мы уже видим, что статистика правдива не до конца. Мы там показаны как самые большие потребители алкоголя. И, несомненно, мы большие потребители. Но на наш маленький рынок может очень легко влиять эстонский алкопокупатель — а в результате это показывается в статистике, будто каждый из нас такой большой потребитель. Что на самом деле неправда.

Я думаю, проблема нашей страны в том, что мы слишком много потребляем сильный алкоголь, что вызывает разные проблемы, в том числе с водителями. Если мы посмотрим на другие страны в Западной Европе — то там корзина потребления другая. Больше пива и вина, которые не вызывают такую зависимость, и последствия меньше», — поясняет депутат Сейма Андрис Кулбергс («Объединенный список»), член Народно-хозяйственной комиссии.

За спиной корреспондента Rus.LSM.lv Алексея Дунды — социальный центр «Гайзиньш». Единственный вытрезвитель на всю столицу и её окрестности. Каждый день полиция подбирает на улицах пьяных и привозит сюда — отсыпаться. Иерархия в «Гайзиньше» такая. Первый этаж — для тех, кого привозят в беспомощном состоянии. На второй этаж люди приходят уже трезвыми, чтобы просто отоспаться. Ну а на третий приходят те, кто уже самостоятельно может оплатить себе ночлег. Кто прошёл через все три этажа — может уже вернуться в общество. Последний вариант — нечастый, говорит Улдис Ликопс, генеральный секретарь Латвийского Красного креста:

«Часто ли это происходит? Нет, к сожалению, не часто. И падают ли назад на первый этаж? Да, падают. В основном 80-85% — одни и те же люди. Я видел, как мажут сапожный крем на хлеб и потом его едят. Очень разные вещи одурманивающие употребляются.

Завтра в 12 в Латвии никто не перестанет пить! Делайте, что хотите. Абсолютными запретами ничего не будет. В Латвии мы знаем, как самогон производить. Ещё раз и ещё раз — учить людей другому образу жизни! Но это не завтра в 12. Как с Моисеем через пустыню, 40 лет надо идти. Два полных поколения».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное