Если говорить о насилии как таковом — как сегодня выглядит ситуация в Латвии?
Я бы сказала, что она стала немного лучше. Мы уже сделали много шагов в правильную сторону, но проблема все еще сохраняется. Изменить закон можно легко, а вот для того, чтобы изменилось поведение людей, требуется время. Латвия все еще остается лидером Евросоюза по такому печальному показателю как уровень убийств женщин в семье, — 3,6 жертвы на 100 000 женщин. Даже у нашего соседа Литвы показатели почти в два раза ниже — 1,5 на 100 000. Год от года растет количество обращений женщин за помощью в центр «Марта». За первую половину этого года у нас уже было 600 подобных обращений.
Скажите, что принципиально нового в плане по предотвращению насилия, разработанном Минблаг? Можете ли вы как эксперт назвать его своевременным и эффективным?
Да, конечно. Мы начали его разрабатывать летом прошлого года и стремились сделать его максимально детализированным. План состоит из 4 блоков — таких же, как в Стамбульской конвенции, — Защита, Исследование, Предотвращение и Сотрудничество. Мы сотрудничали с негосударственными организациями и учитывали опыт других стран.
Мы все время говорим о насилии над женщинами. А насилие над мужчинами мы уже победили?
Нет, насилие в Латвии вообще на высоком уровне. Просто здесь мы говорим о гендерном насилии, которое чаще всего проявляется именно в отношении женщин и именно в семье. А насилие в отношении мужчин чаще всего происходит вне семьи. Гендерное равенство как таковое вообще позитивно влияет на все общество. Эта проблема не решается за год или два. Мы надеемся, что в результате целенаправленной работы в течение 10-15 лет нам удастся предотвратить уровень насилия в следующих поколениях.
«Бьет — значит любит» — этот стереотип все еще сохраняется в нашем обществе?
Да, к сожалению. Для многих это кажется нормой, и это проблема не только для поколений советского периода. Мы видим высокий уровень насилия в школах — это то, что глубоко укоренено в семьях, то, с чем дети вырастают. Изменить ситуацию можно только с помощью образования, просвещения., законов. Как я уже сказала, это процесс небыстрый. Важно также повышать образование нашей полиции, прокуратуры, судов. Чтобы эти люди знали, как реагировать на случаи насилия и что делать, чтобы его предотвратить. И, конечно, важно, чтобы жертвы насилия не молчали.