Юбилей рижанина Эйзенштейна, Post Scriptum #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Латвийская столица отметила 120-летие великого уроженца Риги, режиссера Сергея Эйзенштейна - сеансами фильмов в честь него и музыкой Платона Буравицкого (на фото) к «Броненосцу Потемкину». И размышлением о том, что неплохо бы к следующему юбилею гения установить новую мемориальную доску на доме, где он родился и вырос.

Мемориальная доска, достаточно скромная, была установлена еще в далекие советские годы на доме на Кришьяна Валдемара, 4. И невооруженным глазом видно, что она обветшала, так что стоит подумать о том, чтобы «обновить табличку», как говорил герой другого, весьма популярного фильма. Это было бы достойно и города, и имени великого Сергея Эйзенштейна.

Сеансы в кинотеатре K.Suns, основанном в середине 1990-х лидером кинофорума «Арсенал» и последователем Эйзенштейна Аугустом Сукутсом, собрали множество заинтересованных, а показ «Броненосца Потемкина» и вовсе прошел почти при аншлаге, собрав весьма уважаемых в обществе людей - директора камерного оркестра KREMERata Baltica Ингриду Земзаре, профессора-музыковеда Бориса Аврамца, ведущих кинокритиков Латвии.

Сперва были показаны да совсем коротких фильма - это снятый Ансисом Эпнерсом в 1978-м документальный фильм о рижском детстве классика кино «Сергей Эйзенштейн. Post.Scriptum» и документальная лента великого Герца Франка «Пробуждение» (1979), где показан процесс создания выдающимся скульптором Игорем Васильевым скульптуры Эйзенштейна из дерева.

Особый интерес вызвала полнометражная документальная лента Дависа Симаниса Escaping Riga, снятая им в 2014, когда Рига была европейской столицей культуры. Фильм по сценарию известного философа Улдиса Тиронса, в котором прослеживается творческий путь великих уроженцев Риги - Эйзенштейна и философа Исайи Берлина. Последний, кстати, вырос в доме на Алберта, построенном отцом кинорежиссера, архитектором Михаилом Эйзенштейном. Оба встречались на приеме в Посольстве Великобританиив Москве в конце 1940-х, во время визита Берлина в Москву.

Что до сеанса «Броненосца Потемкина», то его предварило выступление преподавателя Латвийской академии культуры Яниса Путниньша, отметившего, что музыкальный авангардизм молодого композитора Платона Буравицкого в чем-то сравним с революционностью кино самого Эйзенштейна. Отметил, что известны разные музыкальные версии знаменитой киноленты - начиная от уже известных вариантов от Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича, заканчивая созданной шесть лет назад версией на музыку выдающегося британского минималиста Майкла Наймена.

Господин Буравицкий вышел на сцену, размахивая шелковым шарфом, как матрос из фильма Эйзенштейна и подошел к установке, которая состояла из клавиатуры, компьютера с виртуальными инструментами, модульного синтезатора (сделанный в Латвии фирмой Ericasynths) и аналогового синтезатора Korg.

Публике была показана версия в редакции режиссера Георгия Александрова (он, кстати, снимался в «Броненосце...»). 60-минутная версия, конечно, несколько отличается от классической 75-минутной - здесь есть, например, вкрапления титров с цитатами Ленина. Но интересно, что показывали не привычную оцифрованную запись, а оригинальную 35-милиметровую пленку, которую сохранил коллекционер кино Янис Фрейбергс, и что-то революционное в этом тоже есть…

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще