Журналистам выставку, размещенную в нижнем этаже музея, показал замдиректора Агрис Шмитс, который уже 15 лет является президентом Клуба старинных автомобилей. «Гараж» продолжает начатую три года назад традицию — показывать публике новые приобретения коллекционеров. В этом году их здесь представлено семь. И это подлинные редкости: например, машина, изготовленная в 1899-м — это образчик самого начала автомобильной эпохи, когда только-только люди стали понемногу отказываться от гужевого транспорта.
Авто под названием STAR — первый британский серийный автомобиль и на сегодня — самый старинный в Балтии. Рядом красуется Stanley 1911 года — с паровым двигателем.
«В США в те времена такие машины были довольно популярны. Позднее их заместили авто с двигателями внутреннего сгорания. Это тоже эксклюзивная вещь и фактически единственное такое авто в Балтии. И визуально очень привлекательное и ажурное, и технология действия очень интересная — думаю, многим это будет в новинку, что тогда автомобили ездили и на паре», — пояснил Шмитс.
В углу расположился один из двух сохранившихся в мире американских автомобилей 1912 года STUTZ серии A — гоночный. Этот экспонат близок сердцу дизайнера Валта Цеплевича, который занимался освещением выставки, подбирая его для каждого авто индивидуально.
«По своему устройству он вроде бы довольно прост: на шасси два сиденья, мотор с кожухом и бак, — но, как в те годы водилось, очень поработали над деталями. Вот хоть защитное стекло пилота — совершенно круглое, чуть ли не с позолоченной рамой, эти красные сиденья и бежевый корпус... Это всё вместе выглядит очень элегантно. Если сравнивать с современными гоночным авто, тогда больше нужен был стиль. Не нужно было спонсорской рекламы [на борту], формы чистые, и авто выглядит внушительно», — восхищается дизайнер.
Пышные формы довоенных авто воплощают в себе еще три машины. Среди них — и «кадиллак». На таком семиместном лимузине (их всего было в мире выпущено 54) ездил в 1930-х президент Латвии Карлис Улманис. Агрис Шмитс показывает на фотографию, висящую на стене:
«Вот фото из двора Рижского замка, вот — из «Даудери», куда президент только что приехал и направляется на прогулку. Да, машина внушительная, но в те времена проблема парковки была не столь актуальна. И я допускаю — если у вас такая машина есть или вы человек, которого на такой возят, вам не приходится думать, где ее оставить».
Большой контраст черному лимузину составляет заржавевший и побитый временем довоенный кабриолет Audi. Он не куплен за границей, а много лет был тут же, в Латвии, но надолго пропал из поля зрения коллекционеров.
«Несколько лет назад мы его снова нашли. Он сильно пострадал, но все же сохранились почти все оригинальные детали. Здесь мы его выставляем затем, чтобы все люди видели, в каком состоянии нередко машины доводится находить — и что не все они сияющие и красивые с первой минуты», — говорит Шмитс.
В Мотор-музее красуется и один из двух сохранившихся в мире Renault Nervasport 1935 года, и более забавный экспонат «Гаража» — кабриолет Rolls Royce 1987 года с позолоченными спицами колес. Спецзаказ — всего таких было изготовлено три штуки. Салон у него самый шикарный, из кожи крокодила.
«Как мы говорим, это очень роскошная игрушка взрослых мальчиков. Владелец тут воплотил все свои пожелания и самовыразился по полной программе. Тут и редкая для того времени камера заднего обзора, и телевизор с видеомагнитофоном, и другие эксклюзивные вещи, нетипичные для машин 80-х», — добавил Шмитс.
Эти три «роллс-ройса» в те годы заказали три брата — владельцы крупнейшего итальянского издательства. Затраты на тюнинг сравнимы с тогдашней стоимостью особняка в США. По словам Валта Цеплевича, ходят слухи, что к дизайну салона приложил руку легендарный Карл Лагерфельд: «Стиль выдержан. Дело вкуса — нравится или нет, но стиль там есть».
Выставку «Гараж» можно будет увидеть до осени этого года.