«Тиссэ родился в Лиепае — Либаве. Родители жили там, потом переехали», — рассказала Дзинтра Гека, режиссер фильма «В поисках Тиссэ».
Эйзенштейн делал ставку не на драматическое действие и не на игру актеров, а на визуальную образность. Тиссэ умел реализовать идеи режиссера.
«Многие съемки велись без Эйзенштейна, даже «Потемкин» — много было задумано Эйзенштейном, но осуществлял Тиссэ»,
— добавила Гека.
Именно увлеченность работой помешала Тиссэ устроить личную жизнь.
«В 1942 году ему было под 50, когда он первый раз женился. Он и Эйзенштейн полностью принадлежали своим фильмам», — пояснила Гека.
У каждого фильма, как и у человека, своя судьба — уверена режиссер. У её документальной ленты о легендарном кинооператоре Эдуарде Тиссе судьба оказалась сложной. Эта тема заинтересовала Геку еще в 90-е. Тогда же начались и съемки. Но ряд совпадений заставил на 20 лет отложить отснятый материал на полку.
«Мы снимали кино. В 1995 году это было уже довольно дорого. Оператор был Давиc Симанис. И когда Бьянка Тиссэ прочитала сценарий, она сказала: «Пока я жива, вы этот фильм снимать не будете». Через 3 дня заболел Симанис — попал в больницу. Потом сложности появились — не было денег для продолжения»,
— рассказала режиссер.
Но у Дзинтры Геки сохранилась запись разговора с Бьянкой, которая не знала, что ее снимают. Тогда она поведала режиссеру много тайн о Тиссэ и Эйзенштейне. В том числе тайну смерти оператора. Жена была уверена, что он покончил с собой. Фрагменты этого разговора вошли в фильм «В поисках Тиссэ».
Вернуться к съемкам Геку заставило то, что Тиссэ не раз приходил в ней во сне. На мотоцикле. Именно таким он предстает и в самом фильме.
«Во-первых, Эдуард Тиссэ — оператор великий. Когда Дзинтра мне предложила снимать эту картину, я был в смятении. Во-вторых, Давис Симанис, один из величайших наших латвийских операторов. И было сложно ориентироваться, очень много мистики было — проклятье Бьянки, инфаркт Дависа... С первой поездки в Москву тоже началась мистика. Мы попали в архивы, прикоснулись к оригинальным материалам, которые никто не видел. Попали на «Мосфильм» — тоже нашли материалы, которых никто не видел. Личное дело Тиссэ, масса фотографий. Оказывается, когда еще не было «Мосфильма», они жили в бараке», — рассказал Виктор Гриберман, оператор фильма «В поисках Тиссэ».
«Самое главное — надо было найти какую-то форму подачи материала, изображения в данном случае, потому что Тиссэ один из лучших в мире операторов, снимающих не в павильоне, натурные съемки. И большое спасибо Дзинтре и нашему коллективу — сейчас редко кто умеет отказаться от съемки. Это самое главное, наверное: когда ты видишь, что не получается. Мы могли ждать по 4-5 часов закат, приходить в два часа ночи и ждать рассвет, туман. Без этого невозможно было снять. Мои кадры должны были жить с кадрами фильмов Эдуарда Тиссэ», —добавил он.