В Музее истории — большая выставка про латы, литы и кроны

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

4 марта в Музее истории Латвии открывается выставка, посвященная национальным валютам трех стран Балтии: лату, литу, кроне. Как они выглядели в самом начале? Как получили свои имена? Как развивался их дизайн? Ответы на эти вопросы можно найти на выставке, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

В Музее истории открывается большая выставка про латы, литы и кроны
00:00 / 05:15

— Литр молока, пожалуйста.

— С вас один дуб и 10 желудей.

Такой диалог вполне мог бы быть реальным, если бы в свое время национальную валюту назвали не латом, в выбрали бы один из альтернативных вариантов, рассказывает один из авторов выставки, научный работник отдела нумизматики Мартиньш Ваверс

«Один из тех альтернативных вариантов, который мне лично нравится больше всего, – «гномик» и «дракон». «Дракон» был бы латом. Гномик – сантимом. Объяснение этим названиям можно найти в фольклоре: гном — тот, кто зарабатывает деньги, дракон – тот кто охраняет»,— говорит он.

Но в 1922 году появился все-таки лат, а не дракон и не дуб и не солнце (оно тоже было в списке). Лату, как литовскому литу, исполнилось сто лет. Эстонская крона помоложе: ей 95. И сейчас в Музее истории Латвии открывается выставка, посвященная всем трем валютам.

«Мы показываем два периода существования национальной валюты: межвоенный и период восстановления независимости. Относительно обоих периодов мы задаем идентичные вопросы: «что было до?» «как изготавливали деньги?», «как это выглядело?». Ответы в каждом периоде разные. Но есть и кое-что похожее», — рассуждает М. Ваверс.

Открытие выставки состоится 4 марта. В зале вовсю идет подготовка: драгоценные экспонаты еще спрятаны под пленкой. Здесь можно увидеть деньги, которые были в ходу до лата, лита и кроны. Затем — самые первые банкноты и монеты национальной валюты.

«Здесь мы выделили самые значимые элементы дизайна нашей валюты. Вот, например, с одной стороны мы видим женщину, отождествляющую современную индустрию Латвии, а с другой – женщину, представляющую традиционные отрасли, сельское хозяйство. Лица у них одинаковы. Сидят под дубом, держась за руки. Внизу герб. Символизм очень сильный», — показывает Мартиньш Ваверс.

Вот другой экспонат, один из самых ценных на выставке.

«Это уникальные предметы. В 1941 году Латвия намеревалась ввести в обращение новый тип серебряных пятилатовых монет с изображением Карлиса Улманиса, поэтому в 1939 году латвийское правительство обратилось к монетному двору Великобритании с просьбой изготовить прессы и заготовки для монет нового дизайна. Сами монеты предполагалось чеканить в Риге. Однако из-за войны они так и не достигли Латвии. Все эти годы монетные прессы и металлические модели, используемые в процессе работы, хранились в музее Королевского монетного двора. Они любезно переслали их нам, чтобы мы представили их на этой выставке. А вот эта дощечка — печать, с помощью которой первая строка гимна Латвии «Боже, благослови Латвию!» был отпечатана на 5-латовых монетах . Делали ее специально для нас. И это делает эти предметы еще более уникальными», — рассказывает историк.

За 20 лет выпустили 16 разных видов купюр номиналом от 5 до 500 LVL, и каждая из них была чуть ли не произведением искусства. На банкнотах множество мелких элементов, сложные рисунки, затейливые сюжеты, что служило дополнительной защитой от подделки. Затем пришли советские рубли. Но латы не были забыты.

«Люди очень творчески подошли к сохранению монет. Они делали из них броши, кулоны, даже зажигалки. Здесь мы все это можем видеть. Эти броши и кулончики были особенно популярны в период восстановления независимости. Многие их носили, как символ», — продолжает он.

Дальше — витрина с «репшиками», а потом и с латами.

Первую их чеканку произвели только 5 марта 1993 года, через 7 месяцев после изъятия советского рубля из оборота. Похожая история с Литвой и Эстонией. Впрочем, дизайн новой старой национальной валюты сильно различается.

«Комиссия по дизайну нашей валюты отказалась от идеи изображать на деньгах людей. В отличии от соседней Литвы и Эстонии, которые пошли как раз этим путем. Исключением стал Кришьянис Баронс, который олицетворяет духовные ценности. А еще интересно, что если положить банкноты разных номиналов одну над другой, то справа мы увидим фрагмент лиелвардского пояса», — отмечает историк.

Отдельный стенд посвящен коллекционным монетам. Им не так давно была посвящена отдельная выставка в Художественном музее, которая произвела настоящий фурор. Здесь же их не так много. Например, выставлена монета «Миллениум» – выполненная в виде пуговицы в нулевом году, в честь смены тысячелетий

Заканчивается все евро. Или не заканчивается? Этим риторическим вопросом завершается выставка в национальном музее истории Латвии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное