В Художественный музей возвращаются шедевры

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

«Мы в зоне, куда зрители никогда не попадают», - говорит замдиректора Национального художественного музея Ивета Деркусова. Журналистов Латвийского радио привели на два этажа вглубь, под зданием. Над головами гостей музея на Эспланаде проклевывается первая весенняя травка, а их самих тем временем ведут туда, где сложены работы Розенталя, Пурвита, Вальтера, Залькална… 4 мая музей после реконструкции снова откроется для посетителей. А пока здесь кипит работа. 

В конце подземного коридора – непривычная картина: внушительный грузовик привез очередную партию картин к лифту.

Каждая тщательно упакована в пленку и картон, чтобы перевозка им никак не могла повредить. Теперь их переносят в хранилище, говорит Деркусова.

Постепенно в музей переправляется коллекция из тысяч экспонатов, уже около 500 нашли свое место на стенах или вот-вот займут его.  

«Огромный объем работы проделан, конечно, но еще же этот миллион последних мелочей, размещение указателей и прочего», - отмечает замдиректора музея. Вокруг работают, слышен звук дрели. Гостей ведут выше. Нет, по ковру пока нельзя: в прикрепленной тут же записке просят его обойти. 

Ивета Деркусова устраивает корреспонденту и фотографу Латвийского радио небольшую экскурсию. Идут сверху вниз. Стены вестибюля на третьем этаже украшают росписи авторства Вильгемльма Пурвита и эстонского классика Герхарда фон Розена. Двери направо – начало маршрута для тех, кто желает осмотреть картины в хронологическом порядке. В этой группе помещений-«кабинетов», по словам Деркусовой, восстановлен интерьер с историческим цветом стен. На стенах развешаны картины латвийских художников с начала XIX в. и примерно до 1870-х.

«Например, охотничьи пейзажи Иоганна Генриха Бауманиса. Постепенно мы движемся ко все более профессиональному исполнению, потому что эти художники, работавшие в Латвии в XIX веке, в большинстве своем учились в школах искусств Германии, и в эйто живописи мы видим эти параллели», - отмечает она.

До открытия две недели. Идиллию позапрошлого века нарушает современность: стоит аппарат, проецирует на стены красные перпендкулярные линии.

«Мы сейчас крепим таблички с аннотациями, используем лазерный уровень для удобства. Чтобы всё было на одной высоте», - поясняет специалист. Так же работают и с картинами.  

Взорам зрителей представится более «концентрированная», чем прежде, обновленная экспозиция. Теперь всё латвийское искусство XIX – первой половины XX века собрано на одном этаже, и освобождено пространство этажом ниже для кардинального нового раздела искусства второй половины ХХ столетия. Работы – лишь часть запасников, «вершина айсберга», музейные эксперты отбирали их очень тщательно.

 «В экспозицию попали самые заметные авторы. Круг этих авторов явно стал поярче, они представлены своими самыми значимыми работами, которыми они в своем творчестве или достигли выршин, или эти работы были для них настолько значительны, что оставили след во всем развитии искусства, стали поворотным пунктом. (..) Эти картины выдержали серьезный конкурс», - рассказала Ивета Деркусова.

В конце правого крыла, за вереницей кабинетов – работы отцов-основателей национальной школы живописи: анфас на зрителей смотрит крупноформатная картина «Из церкви» Яниса Розенталя, от которой вблизи захватывает дух.  

«Картина уже отреставрирована, к ней отреставрирована и рама, и буквально сегодня их соединят, чтобы повесить картину ан стену», - поясняет замдиректора музея.  

По ее словам, в те три года, что реконструировалось здание музея, руками реставраторов над многими шедеврами была проведена незаметная со стороны, но огромная работа.

В двух других залах представлены в основном рабоыт начала ХХ века, в том числе знаменитая «Принцесса и обезьяна» Розенталя, работы Иоганна Вальтера и Вильгельма Пурвита. Одна из работ последнего – особенная: это получившая золотую медаль в 1900 году «Северная ночь», и зрители ее увидят впервые – музей купил шедевр Пурвита только в 2014-м.

«Эта картина в начале 1940-х, когда началась война, была увезена одной семьей и в наши дни попала в Канаду. Она знаменательна тем, что в начале ХХ века, когда Пурвит обрел славу в Европе как лучший живописец снега, на одной из лондонских выставок она поулчила Гран-при. Для нашей коллекции это очень важное пополнение», - поделилась Ивета Деркусова.

В новой экспозиции появится и графика старых мастеров – для нее наконец нашлось место в залах.

Рядом с работами Пурвита и Розенталя теперь можно будет увидеть и работы Рихарда Зариньша – кстати, автора латвийских латов. Эти художники принадлежат к одному поколению.  

Мимо картин и метелок из страусиных перьев (ими бережно смахивают с экспонатов пыль) гостей ведут в другое крыло – посмотреть на работа начала ХХ века. Здесь картины, написанные примерно с 1915 по начало 1930-х, это так называемый период модернизма, поясняет эксперт. «Беженцы» Екаба Казакса, работы Гедерта Элиаса, Романа Суты и многие, многие еще…  

Отдельный зал посвящен латышским худодникам. Котоыре во время Первой мировой войны оказались в России: Густаву Клуцису, Карлису Йохансону, Александру Древиньшу.

В зале 1930-х – живопись и графика Карлиса Падегса и Яниса Тидеманиса. И именнов  этмо месте впредь будет стоять знаменитая скульптура Теодора Залькална «Свинья».

«Ее принесли назад мужчины, специализирующиеся на перемещении тяжелых предметов искусства. На помост ее подымали шесть сильных, специально снаряженных господ. Это был эмоциональный момент и для нас, потому что эта работа действительно любима всеми поколениями зрителей, особенно детьми», - поделилась Деркусова. 

А вот этажом ниже разместилась экспозиция, которую прежде посетители не видели. Это живопись второй половины ХХ века, тут собраны все гранды: Джемма Скулме, Янис Паулюкс,  Борис Берзиньш и многие, многие другие яркие авторы.  В отдельном зале – труды, созданные в самом конце прошлого века – фактически мостик к Музею современного искусства, который в Латвии, увы, пока не построен…

Интересно, что на этом же этаже разместится библиотека истории искусств, ранее доступная лишь отраслевым профессионалам.

«Тридцать тысяч единиц», - с гордостью отмечает библиотекарь Алла Сидорина – в белых печатках она продолжает расставлять книги. «Мы будем частично открыты для публики – по вторникам, средам и четвергам с двенадцати до пяти».   

После реконструкции площадь помещений музея удвоилась – бродить по нему можно очень долго. В помощь посетителям создано мобильное приложение, позволяющее прочесть о каждом произведении искусства и послушать аудиогида. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное