Произведение Трасунса уникально – ведь больше он драматургией не занимался, рассказывает Шапошников в день премьеры, 6 мая. Спектакль продолжает идеи автора пьесы – он эмоционально заряжен, не столько фольклорно, сколько – отношением к тому, что происходило 100 лет назад и что происходит сейчас:
«Людей беспокоит сейчас и беспокоило тогда, кто руководит нашей страной, кто руководит той территорией, на которой мы живем, что это за люди и какие цели они преследуют – и что хочет народ видеть в этих своих вождях. В пьесе это хорошо показано, эмоциональные переживания не политического характера – эмоционального, потому что они связаны с духовным началом человека».
Постановка этой пьесы – большое событие для всей Латгалии, считает актриса Кристине Вейнштейна, сама коренная латгалка. Ведь 100 лет назад об этом крае писали редко:
«Она рассказывает про жизнь Латгалии, про миф латгальский – и про то, что Бог и земля для нас самое важное и святое».
В пьесе описан миф о Затонувшем замке, который поднимется, восстанет – и тогда поменяется жизнь, люди получат свободу, отмечает актер Юрий Дьяконов:
«Я играю персонажа абсолютно реального: прокоммунистически настроенный революционер, с потенциалом быть чекистом, готов любыми способами добиваться своей цели, а главный герой – он опускается в подземные миры, ищет волшебные артефакты. Тут совмещена историческая реальность и мифологические аспекты».
Рижанин, русский и с латгальским языком никогда не сталкивался – признается Юрий Дьяконов.
«Тем интересней. Потому и согласился принять участие в проекте», - рассказывает актер. - Язык – мышление, латгальцы, они эмоциональные. Приятно. Простота подкупает, и сердечные люди очень».
И хотя спектакль идет на латгальском языке, этнографических декораций, костюмов и песен в нем не будет. Авторы постановки старались избежать слишком конкретной привязки к месту и времени. Музыку написал наш современник – композитор Карлис Лацис.
«Музыка сочетает много фольклорных мотивов, не заимствованных из латгальских песен, но она звучит очень по народному. Это все же ближе к рок-музыке, она эмоциональная и передает атмосферу и того, что в пьесе, и того, что мы переживаем», - поясняет Шапошников.