Учитель музыки по классу кларнета Александр Маслов — ушёл из армии и вернулся в Латгалию

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Александр Маслов – учитель музыки по классу кларнета. Александр ушёл из армии, уехал из столицы, а теперь он преподает в Резекненской музыкальной школе имени Яниса Иванова, а также в Лудзенской музыкальной основной школе. Помимо этого, он является руководителем духового оркестра в Лудзе и участником оркестра Резекне. Как и почему он  решил поменять свою жизнь, и конечно, о плюсах и минусах выбранного пути он рассказал в интервью Латгальской студии Латвийского радио 4.

- Александр, вы год назад начали преподавать в двух латгальских школах, но до этого служили в армии. Вы играли в оркестре Национальных вооруженных сил. Почему ушли и как музыка стала вашей работой?

- Ушел я потому, что это была наша давняя мечта с женой – вернуться на родину, в Латгалию. И вот после свадьбы мы решили, что нечего ждать – надо свои мечты воплощать сразу. Я в армии послужил, поиграл, узнал что-то новое, взял все, что можно было взять, и поехал дальше. Я бы сам никогда не подумал, что я буду учителем, но так, шаг за шагом, я понял, что хочу этим заниматься. Не круглосуточно, конечно, но немного преподавать – так, чтобы что-то развивалось, и я сам развиваюсь при этом, потому что во всех учениках я вижу и свои ошибки какие-то, и все время получается, что я им повторяю разные фундаментальные вещи, и сам их повторяю.

- Вы работаете в школах Резекне и Лудзы. В Лудзе руководите духовым оркестром, а в Резекне являетесь участником Резекненского оркестра. Как удается все совмещать, ведь это занимает очень много времени?

- Да, это занимает время, но здесь, кажется, что даже если я работаю на нескольких работах, если сравнить с Ригой, я чувствую, что работаю меньше. Управлять и играть в оркестре – это довольно-таки легко для меня, потому что я много лет, получается, и учился, и играл в разных оркестрах, и работал, и я был и по ту сторону – как быть учеником, и по другую – как быть учителем, как быть исполнителем. Я много наблюдал, как дирижируют разные дирижеры. Это не настолько сложно все, как кажется, потому что все идет таким натуральным путем, это как дышать – мы ведь не думаем об этом, как мы дышим. Так же и с оркестром. Я много и играл, и преподавал, и теперь это все идет автопилотом, ты это все просто видишь, и особо не стоит напрягаться.

- Как удается справляться с удаленным обучением, как преподавать музыку онлайн? Понятно с теорией, а практика

- Да, с удаленным обучением это очень сложно и для детей, и для учителей, потому что через видео или звонок все равно звук искажается, и очень трудно диагностировать проблему. Если это получается, то следующий шаг – это объяснить ребенку, а это очень сложно. Я очень доволен, что пока что мы можем встречаться с детьми и работать, так как это индивидуальные уроки. Весной было намного сложнее, когда все было удаленно. Я надеюсь, что это так и продолжится, потому что вот такие практические занятия – это очень сложно, особенно для маленьких детей, которым трудно фокусироваться, и они до конца не понимают, что и как, за ними надо все время наблюдать и все время напоминать. Мне было смешно, когда я говорил детям: «Вот ваш духовой инструмент, а главный инструмент – это ваши легкие, ваше дыхание, а сам инструмент – это только как проводник, который превращает твое дыхание в звук». И вот пока учитель стоит все время около тебя и говорит: «Дуй, дуй, дуй», – и все дуют. Как только я перестаю это говорить, все сразу переходят в комфортную зону и расслабляются. Надо все время напоминать. Я уже сколько лет играю на кларнете, и я сам в себе это вижу, что мне надо все время себе самому напоминать.

- Интересно, что ваша жена тоже педагог. Расскажите, какие предметы она преподает, и в каких школах?

- Моя жена преподает тоже духовой инструмент, флейту, в Лудзе, и сама играет, у нее есть фольклорный ансамбль с сестрами, а также она немного преподает музыку в детском саду, так как ей очень нравится с детьми работать.

- Бывают ситуации, что вам нужно одновременно проводить какие-то онлайн занятия. Как делите домашнее пространство?

- Здесь, в Резекне, это намного легче, потому что мы здесь уже приобрели квартиру побольше, и у каждого своя комната: и у меня, и у жены, и у кота, и никто друг другу не мешает.

- Такой коммерческий вопрос: как вы оцениваете зарплату учителей?

- Конечно, нам есть к чему стремиться. Если обратить внимание на то, что работать становится все сложнее и сложнее в связи с вирусом, и вообще, наверное, с нашим веком, потому что я заметил, что детям становится намного труднее концентрироваться, а как раз музыкальная профессия требует очень большой концентрации и большого терпения.

- Скажите, по вашему опыту: нехватка педагогов – она ощутима?

- Да, она ощутима, и особенно в Латгалии. Я вижу, что люди больше не хотят работать учителями, и причина как раз в зарплате и в том, что учитель совсем не защищен. У ребенка очень много всяких прав, а у педагога ничего, и получается, тебе нужно все время бороться с этим ребенком. Я знаю, я сам такой был – хочется поделать много всего другого, не хочется заниматься. А с другой стороны родители, которые тоже все время очень пытаются защитить ребенка и не пытаются вникнуть в то, что у ребенка тоже могут быть какие-то обязанности, а весь фокус на то, что только права, а учителю, получается, некуда податься, и нет никакой особой поддержки.

- Много ли желающих заниматься музыкой?

- Я думаю, что раньше было больше. Сейчас, как я и сказал, многие хотят побольше заработать, но музыкант – это, наверное, не та профессия, в которой можно делать легкие деньги. Это, скорее, такая профессия, которая должна нравится, и ты получаешь какие-то эмоции, ты развиваешься, ну и дополнительно получаешь какой-то доход. Но богатым от этого точно не станешь.

- И завершающий вопрос: музыка для вас – это...?

- Это жизнь.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное